1.6.1. Инженерная разведка противника, местности и объектов

Общеизвестно выражение "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Это не общий афоризм, а печальное напоминание многим полководцам времен прошлых и настоящих. Исторический факт - одной из причин поражения Наполеона в битве при Ватерлоо явилась гибель кирасирской дивизии в овраге на пути блестящей их атаки на фланг англичан. Веллингтон прикрыл оврагом фланг армии. Наполеону не был виден этот овраг, и он решил воспользоваться тем, что английский полководец "глупо" оставил открытым свой фланг для удара. На полном скаку французские кирасиры влетели в этот овраг, и большая часть их была искалечена и убита. Атака была сорвана.

Можно приводить сотни примеров, когда пренебрежение инженерной разведкой срывало самые прекрасные замыслы полководцев, превращало наступающие войска в мишень для противника.

Инженерная разведка противника, местности и объектов ведется в целях установления: характера и степени инженерного оборудования позиций и районов расположения противника, системы его инженерных заграждений; проходимости местности, состояния дорог и мостов; мест и характера разрушений, пожаров, затоплений и других препятствий, направлений их преодоления или обхода; характера водных преград и условий их форсирования; местонахождения и состояния источников воды; наличия местных строительных материалов, а также средств, которые могут быть использованы для инженерного обеспечения; маскирующих и защитных свойств местности.

Инженерная разведка местности проводится различными способами и методами (изучение местности по карте, аэроснимкам, военно- географическим описаниям, действием инженерно-разведывательных дозоров и т.п.).

По результатам разведки местности составляется донесение в виде схемы разведанного участка. На рисунке 3 показан пример схемы, о результатах разведки переправы.

Результатом инженерной разведки местности является ответ на вопрос

пе р. 2-40 Т-1

1 – место переправы: ширина реки 40 м, глубина 2 м, скорость течения 1 м/с, берега крутые высотой 1 м; подход к переправе по просеке; заграждений на проходах и в русле реки у места переправы нет; 2 – лодка на 5-6 человек; 3 – брод; спуски пологие, грунт берегов твердый; дорога на подступах к броду

заминирована; 4 – песчаный карьер

Рис. 3. Схема (донесение) о результатах разведки переправы

о проходимости местности для личного состава и техники, о возможности маскировки личного состава и техники (как своих, так и чужих). Для этого надо получить сведения о рельефе местности (например, крутизна склонов холмов); наличии и пропускной способности дорог; о возможности движения вне дорог (не заболочена ли местность, глубок ли снег, есть ли овраги); о наличии водных преград (реки, ручьи, озера, зоны затопления); о густоте лесов и их пожарной опасности.

Местность, на которой предстоят боевые действия, следует тщательно изучить и понять - как она может повлиять на решение боевых задач. Естественно, что противник тоже изучает местность и старается затруднить действия наших войск. Для этого противник проводит ряд мероприятий для ухудшения возможностей движения наших войск. Он разрушает или готовит к разрушению дороги, мосты, плотины, устраивает лесные завалы, отрывает противотанковые рвы, устраивает баррикады, устанавливает минные поля, сооружает ДОТы, ДЗОТы, бронеколпаки, отрывает траншеи.

Инженерная разведка обязана обнаружить эти объекты противника и спрогнозировать его действия.