КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ВОЕННО-УЧЕТНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ПРИ
ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

31

Раздел 1. Характеристика военно-учетной специальности и общие требования к военной подготовке выпускника

1.1. Наименование военно-учетной специальности

1.1.1. Наименование военно-учетной специальности «Лингвистическое обеспечение военной деятельности».
1.1.2. Общее количество учебных часов, выделяемых на военную подготовку: 1800 часов (50 зачетных единиц).

1.2. Квалификационная характеристика выпускника

1.2.1. Сфера и объекты военно-профессиональной деятельности выпускника.
Сфера профессиональной деятельности выпускника учебного военного центра включает в себя информационное, аналитическое и лингвистическое обеспечение коммуникативного взаимодействия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации с зарубежными военными и гражданскими лицами на официальном и неофициальном уровнях на территории Российской Федерации и за рубежом.
Объектами профессиональной деятельности выпускника учебного военного центра являются лингвистические, культурные и иные явления и процессы, происходящие в регионах (странах) изучаемых языков.
1.2.2. Виды военно-профессиональной деятельности выпускника:
организационно-коммуникационная;
информационно-аналитическая;
организационно-управленческая;
воспитательная.
1.2.3. Перечень первичных должностей, для замещения которых предназначен выпускник:
переводчик;
старший переводчик;
референт;
старший референт.
1.2.4. Перечень последующих должностей, которые может замещать выпускник без дополнительного профессионального образования:
начальник группы, начальника отдела, начальник управления, начальник центра, преподаватель.

Раздел 2. Требования к военной подготовке выпускника

2.3. По общевоенным дисциплинам

Общевоенная подготовка, раздел радиационная, химическая и биологическая защита

Изучение дисциплины «Общевоенная подготовка» обеспечивает овладение следующими общекультурными компетенциями:

  • владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
  • обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);
  • осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);
  • выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7);
  • уметь применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач (ОК-9);
  • творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать её перед руководителем (ОК-15);
  • следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16);
  • владеть основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-17).
  • В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

  • о целях, задачах и содержании радиационной, химической и биологической защиты;
  • об основах организации и выполнения задач радиационной, химической и биологической защиты в воинской части;

знать:

  • общие сведения о ядерном, химическом, биологическом и зажигательном оружии, средствах его применения;
  • поражающие факторы ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия, способы защиты от них и признаки поражения ими;
  • порядок действий личного состава подразделения в условиях радиоактивного, химического биологического заражения местности, вооружения и военной техники;
  • штатные и табельные средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, индивидуальной и коллективной защиты, специальной обработки и порядок пользования ими;
  • содержание мероприятий первой медицинской помощи, оказываемой при различных видах поражения личного состава;

уметь:

  • пользоваться штатными и табельными техническими средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля, индивидуальной и коллективной защиты, специальной обработки;
  • оценивать состояние пострадавшего и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах поражения личного состава.

Раздел 3. Требования к содержанию военной подготовки выпускника

32

Раздел 4. Требования к разработке и условиям реализации военной подготовки выпускника

4.1. Требования к разработке содержания военной подготовки выпускника

При реализации военной подготовки высшее учебное заведение:

  • разрабатывает и утверждает рабочий учебный план, программы учебных дисциплин, учебных сборов, стажировок граждан и их итоговой аттестации по военной подготовке, тематические планы изучения военно-профессиональных учебных дисциплин, график-календарь учебного процесса и расписание учебных занятий на основе общего расчета часов по программе обучения и распределения учебного времени, настоящих квалификационных требований;
  • устанавливает виды учебных занятий, обеспечивающие реализацию указанных в разделе 2 требований к уровням обученности выпускника;
  • определяет систему оценок, формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с уставом высшего учебного заведения.

Программа военной подготовки по ВУС-390400 предусматривает обучение по ней граждан мужского и женского пола. Количество граждан женского пола для обучения определяется расчетом комплектования учебных военных центров гражданами женского пола, который разрабатывает Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

4.2. Требования к кадровому обеспечению военной подготовки

Для реализации настоящих квалификационных требований вуз комплектуется преподавателями из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по профилю подготовки (или родственному профилю), опыт службы в войсках на соответствующих должностях, склонных к преподавательской деятельности. Должности преподавателей в первую очередь комплектуются офицерами, имеющими ученые степени и (или) звания, а также могут замещаться офицерами запаса.
При обучении по программам военной подготовки к преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных дисциплин без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), в штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже «подполковник», а также имеющие боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.
Для обеспечения занятий практической направленности с использованием вооружения и военной техники учебный военный центр должен быть укомплектован необходимым инженерно-техническим составом и учебно-вспомогательным персоналом.

4.3. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса

Реализация учебных дисциплин военной подготовки должна обеспечиваться:

  • учебно-методической литературой (учебно-методическими материалами, источниками учебной информации и др.), в т.ч. в электронном виде, соответствующей по содержанию всем видам учебных занятий в количестве, обеспечивающем одновременное изучение военно-профессиональных учебных дисциплин, а также доступом обучающихся к образцам современного вооружения и военной техники, средствам управления, наглядным пособиям, аудио, видео и мультимедийным учебным материалам;
  • доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по всей номенклатуре военно-профессиональных учебных дисциплин, при этом должна быть обеспечена возможность одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее 25 % обучающихся;
  • библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам, изданными за последние 10 лет, и расчета не мене 25 экземпляров на каждые 100 обучающихся, фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Боевые и общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, наставления по использованию и руководства по эксплуатации образцов вооружения и военной техники могут быть рекомендованы в качестве учебной литературы только после соответствующего решения ученого совета вуза.

4.4. Требования к материально-техническому обеспечению военной подготовки

Для реализации настоящих квалификационных требований вуз должен располагать:
1. Лингафонными кабинетами, оборудованием для просмотра аудио- и видеоконтента на иностранном языке и языке (языках) региона специализации, оборудованием для приема теле- и радиопрограмм на иностранном языке и языке (языках) региона специализации.
2. Учебно-материальной технической базой для общевоенной и тактической подготовки.
3. Аудиториями для проведения лекционных занятий емкостью, определяемой количеством студентов в лекционном потоке.
4. Специализированными классами по тактической и тактико-специальной, общевоенной подготовке, в том числе классами, аттестованными в соответствии с требованиями нормативно-распорядительных документов по защите государственной тайны. Перечень классов может уточняться заказчиком.
5. Аудиториями для самостоятельной работы студентов.
6. Базой и средствами информационного обеспечения (библиотеки, компьютерные программы, кино, фото, видеоматериалы).
7. Компьютерным классом с демонстрационно-обучающими и обучающе-контролирующими возможностями.
8. Объектами обеспечения учебного процесса (учебно-производственными мастерскими, техническим парком).
Все аудитории должны быть оснащены современными техническими средствами обучения, иметь возможности для демонстрации аудио-, видео- и мультимедийных материалов, видеофильмов и использования обучающих компьютерных программ.
Практические занятия по дисциплинам тактической и общевоенной подготовки (в том числе на учебном сборе), требующие наличия полевой учебной базы, проводить в частях Нижегородского гарнизона.

4.5. Требования к организации практики и учебных сборов (стажировок) граждан

В интересах военной подготовки студентов во время их обучения проводится практика в форме учебного сбора и стажировки в должностях предназначения, программы которых разрабатываются вузом.
4.5.1. Учебный сбор, проводится по окончании второго года обучения.
Цель: привитие практических навыков по выполнению мероприятий повседневной деятельности подразделений, формирование у обучающихся умений и навыков в объеме, необходимом для выполнения обязанностей солдата и командира отделения.
В ходе сбора организуются занятия по общевоенной, тактической и физической подготовке и обучающиеся приводятся к Военной присяге.
Место проведения: воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации.
Продолжительность: 14 суток.
4.5.2. Стажировка
Цель: углубление и закрепление полученных теоретических знаний, а также приобретение опыта в выполнении обязанностей по должностному предназначению.
Место проведения: воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации.
Продолжительность: 30 суток.
По окончании учебного сбора и стажировки студенты представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Учебный сбор завершается сдачей зачета, стажировка завершается сдачей зачета с оценкой.

Раздел 5. Требования к итоговой аттестации

Итоговая аттестация по военной подготовке проводится в форме итогового экзамена по дисциплинам военно-профессиональной подготовки:

  • «Практический курс военного перевода (первый и второй иностранные языки)»;
  • «Тактическая подготовка».

В ходе итогового экзамена устанавливается уровень теоретической и практической подготовки граждан для выполнения военно-профессиональных задач и соответствие их подготовки квалификационным требованиям.
К сдаче итогового экзамена допускаются граждане, успешно завершившие освоение программы военной подготовки, сдавшие установленные экзамены и зачеты по всем военно-профессиональным учебным дисциплинам, прошедшие учебный сбор и стажировку. На подготовку и проведение итоговой аттестации по военной подготовке выделяется не менее четырех дней (2 — 3 дня на подготовку и 1 — 2 дня на сдачу экзамена).
Программа итоговой аттестации и критерии оценки разрабатываются учебным военным центром, обсуждаются на его заседании, утверждаются начальником, в интересах которого осуществляется военная подготовка граждан, и доводятся до обучающихся не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации по программе военной подготовки.
Для приема итогового экзамена создается экзаменационная комиссия.
Расписание итогового экзамена и состав экзаменационной комиссии доводится до студентов не позднее, чем за месяц до начала экзамена.