ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения дисциплины «Общевоенная подготовка», раздел
радиационная, химическая и биологическая защита
по военно-учетным специальностям:
441000 «Эксплуатация и ремонт радиотехнических средств наведения
зенитных ракетных комплексов противовоздушной обороны Военно-
491100 «Эксплуатация и ремонт наземных средств радиотехнической

I. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

tt1

II. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

tt3

a1a2a3a4a5a6a7a8a9a10a11

III. ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Защита от оружия массового поражения.- М.: Воениздат, 1989,
  2. Оружие массового поражения и средства защиты. — М.:
  3. Воениздат, 1991, инв. № 116.
  4. Отравляющие вещества. — М.: Воениздат, 1990, инв. № 168.
  5. Тактическая подготовка. Часть 1. Учебное пособие: ННГУ, 2007,
  6. Справочник по поражающему действию ядерного оружия. Часть
  7. М.: Воениздат, 1988, инв. № 134.
  8. Основы военной медицины: учебник/. Под ред. Ф.И. Комарова,
  9. И.В. Алексаяна. М.: Воениздат, 1984.
  10. Буянов В.М. Первая медицинская помощь. – М.:Медицина, 1987.

Дополнительная

  1. Устав внутренней службы ВС РФ. Утв. Указом Президента РФ от
  2. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495.
  3. Дисциплинарный устав ВС РФ. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495.
  4. Указ президента Российской Федерации «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» № 1495
  5. Методика оценки радиационной, химической обстановки по данным разведки.- М.: Воениздат, 1967, инв. № 199.
  6. Руководство по эксплуатации средств индивидуальной защиты. Часть 2. — М.: Воениздат, 1999, инв. №16.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Раздел радиационная, химическая и биологическая защита относится к группе общевоенных дисциплин и изучается в 1, 2 и 3 семестре. Знания, полученные при ее изучении, в дальнейшем применяются в ходе занятий по дисциплинам тактической и тактико-специальной подготовки.

Основными видами занятий при изучении раздела являются лекции, групповые и практические занятия.
Основными видами занятий в ходе изучения темы № 10 «Ядерное, хими­ческое, биологическое и другие виды оружия массового поражения» являются лекции, на которых студенты получают основы систематизированных знаний о ядерном, химическом, биологическом и зажигательном оружии, способах защиты от них. В ходе второй лекции необходимо дать студентам, в том числе, понятия и об оружии, основанном на новых физических принципах: лучевом, радиочастотном, инфразвуковом, радиологическом и геофизиче­ском. На третьей лекции необходимо раскрыть понятие радиационно, хими­чески, биологически опасных объектов и возможные последствия при возникновении на них аварий (разрушений).
Для повышения качества усвоения материала в ходе лекций следует широко использовать метод рассказа, применяя средства, направленные на повышение наглядности обучения, в том числе: видеофильм «Ядерное оружие», слайды, плакаты.
В ходе подготовки к семинару по теме № 10 преподавателю рекомендуется дать задание студентам на подготовку выступления (реферата) на тему: «Перспективы разработок и использования оружия, основанного на новых физических принципах».
Основу темы № 11 составляют лекции и практические занятия. На лекциях студенты получают основы знаний о технических средствах радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средствах индивидуальной и коллективной защиты и порядке их использования. В ходе практического занятия № 14 студенты должны получить первичные практические навыки по подгонке, технической проверке и использованию индивидуальных средств защиты по сигналам оповещения о радиационном, химическом и биологическом заражении.
В ходе практического занятия № 15 студенты приобретают первичные практические навыки по работе с приборами радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средствами специальной обработки, а также осваивают методику обучения отделения (расчета, экипажа), предназначенного для ведения радиационной, химической, биологической разведки и контроля.
Данное занятие рекомендуется проводить двумя преподавателями в составе полувзводов, организуя два рабочих места:
рабочее место № 1 — по работе с приборами ПРХР, ВПХР, ДП-5А (Б, В), в специализированной аудитории № 122;
рабочее место № 2 — по работе со средствами специальной обработки ДК 4–Д, в техническом парке института военного образования.
В дальнейшем, полученные в ходе практических занятий навыки совершенствуются на плановых тренажах в составе учебных взводов в вузе и на войсковой стажировке, а также в ходе занятий по тактической и тактико-специальной подготовке.
В ходе изучения темы № 12 на лекциях студенты должны получить основы знаний о задачах частей (подразделений) РХБЗ и мероприятиях, обеспечивающих их выполнение. На практическом занятии № 18 студенты, в составе десяти сформированных штабов (расчетов), отрабатывают вводные по расчету прогнозируемых зон радиоактивного и химического заражения, оценке радиационной и химической обстановки в подразделении. Целью данного занятия является обучение студентов способам расчета, привитие навыков анализа радиационной и химической обстановки в подразделении, а также обучение принятию правильного решения по защите личного состава и ВВТ своего подразделения.
В ходе изучения темы № 13 студенты на лекциях получают основы зна­ний о медицинском обеспечении воинских частей и подразделений, штатных силах и средствах медицинской службы и порядке медицинского обеспече­ния в боевой обстановке.
Целью практических занятий №№ 19, 20 является приобретение студен­тами навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при ра­нениях и травмах, а также при поражении отравляющими веществами, зажи­гательным, бактериологическим оружием.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе всех видов учебных занятий, с выставлением оценок в журнал учебного взвода.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена с оценкой в 3 семестре.