Тема № 5. Вооруженные Силы СССР и развитие военного искусства во 2 мировой войне

Занятие № 4. Особенности стратегии и тактики Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне

I . УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Становление Вооруженных Сил СССР после гражданской войны.

2. Начало Великой Отечественной войны. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

3. Битва под Сталинградом.

4. Организация контрнаступления Советских войск под Сталинградом.

5. Особенности стратегии и тактики Советских войск в Курской битве.

6. Особенности стратегии и тактики Советских Вооруженных Сил при освобождении Белоруссии.

7. Особенности боевых действий Советских Вооруженных Сил в кампании 1945 года в Европе.

8. Вооруженные силы и военное искусство армий иностранных государств в ходе Второй мировой войны.

ВРЕМЯ 2 часа МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Аудитория № 212 (226, 122)

II . РЕФЕРАТЫ (ДОКЛАДЫ, СООБЩЕНИЯ)

Сообщение: «Периодизация, военные кампании и основные сражения Великой Отечественной войны».

III . ЛИТЕРАТУРА

1. Военная история / И. Крупченко [и др.]. - М.: Воениздат, 1971.

2. Военная история. Учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГУ, 2010.

3. Военная история. Альбом схем. - Нижний Новгород: ННГУ, 2010.

4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983.

IV . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВЕ К СЕМИНАРУ

Подготовку к семинару необходимо начать не менее, чем за две недели до его проведения, учитывая большой объем материала.

Для качественной подготовки к семинару необходимо уяснить его тему, учебные вопросы и с использованием рекомендованной и другой литературы дополнить конспекты лекций, прочитанных преподавателем по теме № 5.

Прежде чем приступить к изучению вопросов семинара, необходимо уяснить общий ход Второй мировой и Великой Отечественной войны, включая её периодизацию (деление на периоды, кампании и основное содержание этих кампаний). Для этого каждому студенту рекомендуется заполнить концептуальную таблицу, приведенную в задании.

Заполнение таблицы следует начать сразу после прочтения первой лекции по теме № 5, продолжая её заполнение по мере проведения следующих занятий по этой теме. Таким образом, к началу семинара у каждого студента должна быть заполненная обобщенная таблица, отражающая общий ход событий и периодизацию Великой Отечественной войны.

Также, за две недели до начала семинара, командир учебного взвода назначает двух студентов (можно из числа желающих), каждый из которых готовит 10-минутное сообщение на тему «Периодизация, военные кампании и основные сражения Великой Отечественной войны».

В начале семинара один из этих студентов выступает с указанным сообщением, а второй делает дополнения. Сообщение должно сопровождаться демонстрацией соответствующих таблиц, рисунков через диапроектор или LCD -проектор.

Затем, в течение 10 минут организуется обсуждение сообщения с участием всех желающих студентов.

Далее студенты по собственному желанию или по команде преподавателя докладывают вопросы семинара.

При рассмотрении первого вопроса необходимо быть готовым доложить следующие подвопросы:

•  ход военных действий на московском направлении с конца сентября по 5 декабря 1941 года; •  контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года и его итоги;

•  общее наступление советских войск в январе-апреле 1942 года и его военно-политическое значение.

При отработке второго вопроса выступающие должны осветить следующие подвопросы;

•  цель и замысел фашистского командования при планировании летнего наступления 1942 года на южном направлении, и ход военных действий с 28 июня по 19 ноября 1942 года;

•  общие итоги I периода Великой Отечественной войны;

•  контрнаступление советских войск под Сталинградом и военно-политические итоги Сталинградской битвы;

•  основные особенности советского военного искусства в зимней наступательной кампании 1942-1943 г.

Третий вопрос семинара следует разделить на следующие подвопросы:

•  обстановка в районе Курского выступа накануне Курской битвы и замысел операции вермахта «Цитадель»;

•  основные особенности военного искусства советских войск в Курской битве и её военно-политические итоги.

В четвёртом вопросе необходимо остановиться на следующих подвопросах:

•  общий ход третьего периода Великой Отечественной войны;

•  особенности военного искусства советских войск в Висло-Одерской и Берлинской операциях.

Время на ответ по каждому подвопросу не должно превышать 5 минут, а выступления должны иллюстрироваться необходимыми рисунками , схемами.

Каждый из обучаемых должен быть готов высказать своё мнение по выступлениям.

Для подготовки сообщения и ответов на вопросы может использоваться литература, рекомендованная преподавателем на занятиях по теме № 5 дисциплины «История войн и военного искусства», а также любая другая историческая литература о Великой Отечественной войне.