Тема №3. Основные черты русского военного искусства ХVIII в.

Занятие № 2. "Наука побеждать" А.В. Суворова

Учебные вопросы:

1.Русское военное искусство в русско-турецких войнах второй половины ХVIII в.

2.Основные положения стратегии и тактики, разработанные А.В. Суворовым.

3. Особенности русского военного искусства в войнах конца ХVIII в.

1.Русское военное искусство в русско-турецких войнах второй половины ХVIII в.

С ХVII в. до середины ХVIII в. во многих европейских армиях применялась так называемая прусская система обучения и воспитания, которая была направлена на выработку у солдат слепого повиновения. Это достигалось путем плац-парадной муштры и поддержания в армии жесткой палочной дисциплины. Наиболее прогрессивные полководцы того времени выступали против прусской системы и обучали войска тому, что требуется на войне. Видное место среди них занимали великие русские полководцы Петр I , П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, которые создали свою особую школу обучения и воспитания войск. Они видели в солдате не слепое орудие войны, а защитника Отечества и всю систему обучения основывали не на муштре и слепом повиновении, а на осмысленном понимании солдатом того, что ему делать, как делать и для чего; стремились воспитать в солдатах чувство воинского долга, связанного с защитой Родины.
Особое место в развитии военного искусства сыграл А.В. Суворов (1730–1800 гг.), единственный в мировой истории войн пример военачальника, прошедшего путь от солдата до генералиссимуса. Путем самообразования, изучая те же самые исторические образцы, по которым учились и другие, он привнес в это дело свою индивидуальность и создал новое военное искусство, которое названо суворовской "Наукой побеждать".(видео)
Основной организационной и тактической единицей в сухопутных войсках России к середине XVIII в. являлся полк. К началу Семилетней войны с Англией и Пруссией (1756–1763 гг.) в русской армии числилось 49 пехотных и 32 конных полка.
В ходе Семилетней войны выявилась несостоятельность стратегии западноевропейских государств, которая была рассчитана на истощение противника путем маневрирования. Западноевропейские полководцы избегали решительных действий. Кроме того, война со всей очевидностью выявила порочность шаблонной линейной тактики и боевого порядка прусской армии . Несмотря на то, что русская армия также вела сражения по принципам линейной тактики, она не придерживалась шаблона. В Семилетней войне в русской армии впервые были применены рассыпной конный и пехотный строй стрелков-егерей (рис.1). Во время боевых действий русская армия наряду с ружейным огнем широко практиковала штыковые атаки, творчески применяя основы тактики.


Рис.1. Пеший и конный стрелки-егеря XVIII в.

В ходе Семилетней войны русскими войсками руководили талантливые генералы И.С.Салтыков и П.А.Румянцев. В этой войне начал боевую деятельность великий русский полководец А. В. Суворов.
Успехи России в этот период, а также усилившееся влияние России в Польше и ее стремление выйти на черноморское побережье, Турция рассматривала как непосредственную угрозу своим владениям. Под нажимом Англии, Франции и Австрии Турция в 1768 г. объявила войну России. Весной 1769 г . полчища крымских татар вторглись в южные русские области и стали их опустошать.

Русская и турецкая армии во второй половине XVIII в.

Русская армия, которая продолжала комплектоваться на основе рекрутской повинности, к концу XVIII в. насчитывала до 500 тыс. человек.
Организационно пехотный полк в это время состоял из двух батальонов. Батальон имел 4 мушкетерские роты и одну гренадерскую по 200 человек в каждой. В полку насчитывалось в среднем 2400 человек. Учитывая опыт Семилетней войны, в каждом полку были созданы егерские команды. Егеря представляли собой легкую пехоту, вооруженную ружьями, которая предназначалась для ведения боя в рассыпном строю.
Конница состояла из кирасирских (тяжелая кавалерия), карабинерных (отборные стрелки в кавалерии), легкоконных, драгунских, конно-егерских, конно-гренадерских полков. Полки состояли из 5 эскадронов по 150 человек в каждом.
Пехотные и конные полки в своем составе имели полковую артиллерию. Кроме полковой артиллерии, в армии имелись артиллерийские полки с постоянным штатным составом — по 10 рот в каждом.
В 1762 г . на базе квартирмейстерской части был образован Генеральный штаб русской армии. На основе опыта Семилетней войны в 1763 г . были разработаны "Пехотный строевой устав" и устав для конницы. Характерной особенностью боевой подготовки русской армии являлось предоставление широкой инициативы командирам частей и подразделений. Каждый командир части имел возможность устанавливать такую систему обучения и воспитания, которая, по его мнению, наиболее полно отвечала боевым требованиям. Нередко наряду с уставом в воинских частях имелись особые инструкции, разработанные их командирами. Такую инструкцию, например, представляло собой "Полковое учреждение" А. В. Суворова, составленное им для Суздальского пехотного полка.
Вооруженные силы Турции во второй половине XVIII в. состояли из постоянного войска и ополчения, созываемого в военное время. Численность турецкой армии в военное время могла быть доведена до 600 тыс. человек. Самым многочисленным родом войск была конница.
Турецкая пехота янычары составляла постоянное войско, которое как в военное, так и в мирное время находилось на содержании государства.
Янычары и конница были вооружены саблями (ятаганами) и кинжалами, а из огнестрельного оружия имели пистолеты и ружья. Турецкие ружья были без штыков, а стрельба из них велась с помощью подставок . Янычары искусно владели ятаганами, но они были короче ружья со штыком, вследствие чего русская пехота имела превосходство над турецкой в рукопашном бою.
Артиллерия турок делилась на крепостную и полевую. Сражение обычно начинала конница. Тактика ее состояла в том, чтобы основными силами атаковать один из флангов противника, привлечь на этот фланг все внимание врага, а затем, отступив, стремительно атаковать противоположный фланг. За конницей, как правило, наступала пехота.
При обороне крепостей турецкие войска сражались с большим упорством, в полевых же сражениях при первых неудачах они обращались в бегство. Учитывая это, турки в полевых сражениях часто возводили укрепленный лагерь, куда отходили войска после неудачной атаки.
Составной частью турецкого войска являлась конница крымских татар. Основным оружием татар были лук и стрелы. Огнестрельного оружия они не имели. В походах татары никогда не останавливались в населенных пунктах, а располагались в поле, где был корм для лошадей. Татарская конница передвигалась с большой скоростью, проходя до 100 км в сутки. Через реки, если не было брода, татары переправлялись вплавь. Основным тактическим приемом татарской конницы являлось внезапное нападение на противника меньшей численности. Если оно не удавалось, татары быстро отходили.

Тактика русской армии в сражениях у р. Ларга и р. Кагул (июль 1770 г .).

Против турецкой армии Россия смогла выставить две армии (командующие генералы Румянцев и Панин) численностью до 115 тыс. человек и несколько больших отрядов, расположенных в Польше.
В первых числах июля 1770 г . русская армия численностью до 39 тыс. человек под командованием генерала Румянцева вышла к р. Ларга (левый приток р. Прут). Сюда же вышли и главные силы турецкой армии — до 80 тыс. конницы и пехоты. 7 июля между русскими и турками произошло решающее сражение.
В ночь на 7 июля главные силы русской армии переправились по заранее наведенным мостам через р. Ларга и двинулись к лагерю турок. В первой линии находилось три каре под командованием генералов Репнина, Племянникова и Бауэра.
Впереди каре (рис.2) густой цепью шли егеря, а во второй линии двигалось каре под командованием генерала Румянцева, третью линию составляла тяжелая конница. Легкая конница находилась на левом фланге каре первой линии. Артиллерия (7 батарей) передвигалась в интервалах между каре первой линии. К четырем часам утра войска первой линии приблизились к правому флангу противника и под прикрытием артиллерийского огня с разных сторон ворвались в турецкий лагерь. Дивизия под командованием генерала Племянникова также успешно атаковала укрепление турок в центре. Не выдержав согласованных ударов русских войск, турки и татары отступили из лагеря, а затем, бросив артиллерию, обоз и знамена, бежали с поля боя.


Рис.2. Построение русской армии в сражении на р. Ларга 7 июля 1770 г .

Таким образом, превосходство тактики русской армии позволило одержать победу над противником, имевшим значительное численное преимущество. Сражение на р. Ларге замечательно тем, что в нем выявилось преимущество новой тактики перед старой. Разделение армии на меньшие каре позволило действовать наступательно и маневрировать на поле боя. Успеху сражения также способствовало применение рассыпного строя егерей, действовавших перед фронтом каре.
Еще более важную победу русская армия одержала в сражении при р. Кагул 21 июля 1770 г ., где русскими были творчески применены те же тактические приемы, что и на р. Ларга.
В кампании 1770 г . успешно действовал русский флот. Еще в 1769 г . из Балтийского в Средиземное море через Гибралтар были направлены 2 эскадры под общим командованием графа Орлова. Эскадра, которой командовал адмирал Спиридов, в сражении у Чесменской бухты 26 июня 1770 г . разгромила турецкий флот. В этом сражении было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и много других судов.

Развитие тактики русской армии в военной кампании 1773–1774 гг.

Военная кампания 1773–1774 гг. интересна тем, что в ней происходило дальнейшее развитие тактики русской армии. Оно в значительной мере связано с деятельностью великого русского полководца А.В. Суворова. Весной 1773 г . Суворов был назначен в Первую русскую армию. По прибытии на театр военных действий, в район Бухареста, он вступил в командование отрядом численностью около 2 тыс. человек. В это время Первая русская армия готовила наступление. Ее главные силы должны были переправиться через Дунай. Чтобы отвлечь внимание турок от этого района, отряду Суворова было поручено переправиться на правый берег Дуная, уничтожить гарнизон и разрушить укрепления у населенного пункта Туртукай.
В короткий срок Суворов провел тщательную подготовку к выполнению этой сложной боевой задачи. Он составил подробный план нападения на Туртукай, в котором детально разработал порядок действий каждого подразделения.
В ночь на 10 мая 1773 г . отряд Суворова под огнем противника переправился через Дунай и стремительно атаковал укрепления Туртукая. Разгромив четырехтысячный турецкий гарнизон и разрушив укрепления, русские войска возвратились назад, понеся в бою лишь незначительные потери.
Военные действия под Туртукаем по своим масштабам не могли изменить общего хода войны, но они поучительны с точки зрения дальнейшего развития тактики русской армии. При Туртукае Суворов строил войска в батальонные колонны и каре (рис. 3).


Рис.3. Построение батальонного каре и батальонной колонны во второй половине XVIII в.

Каждый фас батальонного каре состоял из двух взводов, построенных тремя шеренгами, имея внутри резерв. Впереди каре в рассыпном строю действовали егеря с удалением до 30 шагов и с интервалами 5–7 шагов друг от друга.
Батальонная колонна состояла из взводных колонн. В голове колонны становились 2 взвода, за ними выстраивались остальные. Интервал и дистанция между взводами равнялась 3 шагам. Перед каждыми двумя взводами шел офицер, остальные офицеры находились на флангах.
При атаке колонна двигалась ускоренным шагом, а в 30–40 шагах от противника переходила на бег.
Действия батальонных колонн сочетались с огнем стрелков, рассыпанных перед фронтом колонны или каре. Такое построение позволяло достичь большей глубины воздействия по противнику при ведении штыкового боя, перейти от линейной тактики к новой тактике – тактике колонн. В то время, когда дальность и скорострельность оружия были невелики, это было оптимальным построением войск.
На западе тактика колонн и рассыпного строя получила свое применение только со времени французской буржуазной революции. Разумеется, отказ от линии произошел не сразу, а постепенно. В зависимости от обстановки Суворов применял различные боевые порядки — линейные, каре, сочетание рассыпного строя с каре или колонной.
Последним крупным сражением, определившим победу России в войне с Турцией в 1768–1774 гг., было сражение при Козлудже 9 июня 1774 г ., в котором русские войска под командованием Суворова значительно меньшими силами нанесли решительное поражение 40 тыс. войску турок.
Не имея возможности продолжать войну, турки начали мирные переговоры. 10 июля 1774 г . был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому к России отошли Кинбурн, Керчь, Еникале и Азов. Таким образом, Россия получила выход к Черному морю. Кроме того, Россия добилась от Турции признания независимости Крыма.
В русско-турецкой войне 1768–1774 гг. как выдающийся полководец и администратор выдвинулся фельдмаршал П.А. Румянцев. Под его непосредственным началом русская армия одержала ряд блестящих побед и дважды форсировала такое крупное водное препятствие как р. Дунай.
Однако в 1787 г . Турция, поддерживаемая Англией и Францией, потребовала от России пересмотра Кучук-Кайнарджийского договора. Получив отказ, она начала военные действия. На стороне России выступила Австрия, стремившаяся расширить свои владения за счет Турции.
Для ведения войны в России были сформированы 2 армии: Екатеринославская и Украинская. Командование первой армией было возложено на фельдмаршала Г.А. Потемкина, второй — на фельдмаршала П.А. Румянцева.
Развитие военного искусства в этой войне также в значительной степени связано с деятельностью А.В. Суворова, т.к. наиболее поучительные примеры военного искусства отмечаются в боевых действиях, проведенных войсками под его командованием.

Русское военное искусство в кампании 1789 г.

По плану кампании 1789 г . обе русские армии были объединены в одну, а главные силы русской армии должны были наступать на Бендеры. Зная об этом, турки сосредоточили в Фокшанах 300 тыс. войско с задачей нанести поражение австрийским войскам, овладеть городом Яссы и лишить русских продовольственных запасов.
Связь между русской армией и австрийскими войсками поддерживала дивизия в 10 тыс.человек под командованием Суворова. Получив данные о движении турок к Фокшанам, австрийское командование обратилось к Суворову за помощью.
Суворов во главе 5 тыс. отряда в ночь на 16 июля 1789 г . выступил на соединение с австрийскими войсками. Пройдя более 80 км по плохой дороге за 36 часов, русские войска на другой день соединились с 12 тыс. корпусом австрийцев.
Суворов разработал план действий против турок и заставил австрийское командование принять его. Он предусматривал решительное наступление с целью полного разгрома противника. 19 июля русско-австрийское войско под командованием Суворова форсированным маршем двинулось навстречу туркам и на рассвете 21 июля появилось у Фокшан.
Боевой порядок русско-австрийского войска, предложенный Суворовым, состоял из пехотных каре, по 1500 человек каждое, построенных в две линии в шахматном порядке; конница наступала за пехотой также двумя линиями. Перед передним фасом каре находилась артиллерия, поражавшая турок картечью. Русско-австрийские войска атаковали турецкий лагерь стремительно и внезапно. Ошеломленный противник был разгромлен и бежал.
Через месяц после поражения турецкое командование, собрав 100 тыс. войско, вновь начало наступательные действия. Оно намеривалось, разбив сначала австрийские войска, нанести затем удар по русской армии.
Русские войска по просьбе австрийцев снова пришли им на помощь. Выступив в ночь на 8 сентября 1789 г ., 7 тыс. отряд русских совершил трудный марш по размытым дождями дорогам и утром 10 сентября прибыл к Фокшанам, где располагались австрийские войска (18 тыс. человек.)
Несмотря на то, что силы русско-австрийских войск были вчетверо меньшими, Суворов принял решение немедленно атаковать и разбить турок. Австрийское командование пыталось навязать план пассивных оборонительных действий, но Суворов настоял на своем плане.
Рекогносцировкой было установлено, что турецкие войска занимают позиции между р. Рымна и р. Рымник, располагаясь в 3 укрепленных лагерях. Учитывая рассредоточенность турецких войск, Суворов решил последовательно разгромить каждый из лагерей.
Утром 11 сентября 1789 г . началось знаменитое Рымникское сражение. Боевой порядок русских и австрийских войск был такой же, как и при Фокшанах (альбом схем, схема 23 ). Русские войска имели по 3 каре в первой и второй линиях, австрийские – 6 пехотных каре в первой линии, 4 во второй. Каре располагались в шахматном порядке. Конница наступала за пехотными каре.
Главный удар русские войска нанесли по левому флангу противника, одновременно австрийские войска вели наступление на его центр. Разбив противника у деревни Тырго-Кукули, русские войска атаковали основные позиции турок в лесу Крынгу-Мейлор. Заметив, что рвы, прикрывавшие позиции у Крынгу-Мейлора, отрыты не полностью, а лес позволял действовать коннице, Суворов, вопреки господствовавшим тогда взглядам, решил штурмовать укрепленный лагерь конницей. Этот прием был неожиданным для противника, ошеломил его и обеспечил быстрый успех. Преследуя бежавшего противника, русско-австрийские войска к исходу дня овладели третьим укрепленным лагерем — в Мартинешти. Бросив артиллерию, знамена и обоз, турки бежали на юг к Дунаю.
Поражение турок при Рымнике создало благоприятные условия для успешного завершения войны. Турция не располагала в то время организованными силами, способными оказать серьезное сопротивление. Но благоприятные условия не были использованы, вследствие чего туркам удалось собрать новые войска и война затянулась.

Военное искусство русской армии по опыту штурма Измаила (11 декабря 1790 г .).

Осенью 1790 г . международная обстановка для России ухудшилась. В результате нажима английского правительства Австрия вышла из войны и заключила сепаратный мир с Турцией.
Стремясь сломить сопротивление Турции, русская армия осенью 1790 г . начала широкие наступательные действия в районе нижнего течения Дуная. Овладев рядом крепостей, русские войска подошли к крепости Измаил.
Построенная под руководством французских и немецких инженеров крепость считалась неприступной (альбом схем, схема 24). С трех сторон: с северной, западной и восточной она была окружена валом протяженностью 6 км и высотой 6–8 м с земляными и каменными бастионами. Перед валом был вырыт ров 12 м ширины и 6– 10 м глубины. С южной стороны крепость была защищена Дунаем. Внутри крепости имелось много каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. человек при 245 крепостных орудиях.
В ноябре русская армия осадила Измаил с суши. Речная флотилия блокировала крепость со стороны Дуная. Первая попытка взять Измаил штурмом окончилась неудачно, после чего боевые действия ограничивались артиллерийским обстрелом. С наступлением периода холодов и дождей в русской армии начались массовые заболевания.
В виду этой тяжелой обстановки командующим войсками под Измаилом был назначен Суворов. Ему предоставили право решать — взять крепость или снять осаду и увести войска из-под Измаила. Оценив обстановку, Суворов принял решение о штурме крепости.
Численность сосредоточенных здесь русских войск не превышало 30 тыс. человек, т.е. под начальством Суворова было войск на 5 тыс. меньше, чем в гарнизоне крепости. Понимая, что успех может быть достигнут лишь благодаря хорошей организации штурма и умелыми действиям войск, Суворов много внимания обратил на подготовку солдат.
В стороне от крепости был выкопан ров и насыпаны валы, похожие на измаильские, что позволило войскам тренироваться в преодолении этих укреплений. Вместе с подчиненными генералами Суворов тщательно изучил оборону Измаила и каждому из них поставил точную задачу.
Одновременно с рекогносцировкой и подготовкой войск заготавливались лестницы и фашины (перевязанные пучки хвороста для военно-инженерных работ). Для штурма войска разделили на три отряда, каждый из которых состоял из 3 колонн. Колонна включала в себя 5 батальонов, которые наступали в следующем порядке: впереди двигались в рассыпном строю 150 стрелков и 50 рабочих с шанцевым инструментом, затем наступали 3 батальона с фашинами и лестницами, а за ними следовали остальные 2 батальона, являвшиеся резервом. Атака всех 9 колонн должна была начаться одновременно по условному сигналу. Флотилия, находившаяся на Дунае, должна была высадить один из отрядов для атаки крепости с речной стороны и поддержать штурм огнем корабельной артиллерии. Общий резерв насчитывал около 2500 человек.
Пытаясь избежать ненужного кровопролития, Суворов 7 декабря направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости. Когда турки отказались капитулировать, Суворов приказал утром 11 декабря штурмовать крепость. Для сохранения военной тайны Суворов, несмотря на сложность предстоящего сражения, не стал отдавать письменного приказа — диспозиции. Он ограничился устной постановкой задачи каждому начальнику. Этим и объясняется то, что турки, предупрежденные накануне перебежчиками о штурме, никаких подробностей его не знали.
В течение 10 декабря русская артиллерия с суши и с кораблей вела непрерывный огонь, подготавливая штурм. Ранним утром 11 декабря колонны двинулись к крепостным стенам. Главный удар по приречной части крепости наносили колонны, которыми командовали генералы Кутузов, Рибас, Львов и Ласси.
Турки оказали ожесточенное сопротивление. Контратаками они сбрасывали атакующие батальоны со стен крепости. Многие начальники колонн были ранены. Ответственная роль в штурме Измаила принадлежала М.И. Кутузову, колонна которого, сломив сопротивление противника, первой ворвалась в город, и совместно с другими колоннами разгромила гарнизон Измаила. Только убитыми турки потеряли более 26 тыс. человек, а 9 тыс. попали в плен. Русские взяли 400 знамен, 245 орудий, речную флотилию турок, большие запасы боеприпасов и много других трофеев.
Тщательная и всесторонняя подготовка, умелое построение боевого порядка, хорошо организованное взаимодействие между наступавшими частями и подразделениями, строгое соблюдение плана штурма, сочетаемое с разумным проявлением инициативы начальников, решительность действий и настойчивость в достижении цели — таковы основные черты военного искусства русской армии при штурме Измаила.
Этот штурм показал, что существовавшие тогда на западе методы овладения крепостями путем длительной осады устарели. Опираясь на высокие боевые качества русской армии, Суворов выдвинул и осуществил идею овладения крепостями методом открытого штурма, сочетаемого с искусной инженерной подготовкой. Новый метод позволял брать крепости в более короткие сроки и с меньшими потерями для войск.
В войне 1787–1791 гг. одновременно с русскими сухопутными войсками успешно действовал Черноморский флот под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова, нанесший туркам поражения у Феодосии, у Керчи, у Тендры и при Калиакрии.
Падение Измаила оказало решающее влияние на исход войны.
В 1791 г.Турция вынуждена была заключить Ясский мир, который упрочил положение России на побережье Черного моря.
Таким образом, в ходе русско-турецких войн второй половины XVIII в. в русской армии совершился переход от линейной тактики к так называемой глубокой тактике, основанной на действиях колонн и рассыпного строя стрелков, что приводило к большей эффективности ведения штыкового боя.

2. Основные положения стратегии и тактики, разработанные А.В. Суворовым.

В конце XVIII в. основой воспитания и боевой подготовки русской армии было наставление А.В. Суворова ( 1796 г .), которое называлось "Наука побеждать". В нем кратко излагались основные тактические положения и все то новое, что разработал Суворов в военном искусстве.
Обобщая свой многолетний военный опыт, А.В. Суворов сделал следующий вывод: главная задача на войне — уничтожение живой силы противника.Эта цель может быть достигнута решительными наступательными действиями. Не ожидать, когда противник нападет, а самому идти к нему навстречу, искать его, стремительно атаковать, разбить и преследовать его. Эти положения резко отличались от положений военного искусства стран Западной Европы, в которых главное внимание уделялось не решительному сражению, а "маневрированию" с целью создания угрозы базам и коммуникациям противника.
В отличие от прусской военной системы Суворов учил, что солдат – это не автомат, а человек, знающий военное дело, понимающий свою задачу в бою и настойчиво добивающийся победы. "Каждый воин должен понимать свой маневр" — указывал Суворов, при этом требовал, чтобы к солдату относились в строгости, но по-человечески, воспитывали в нем патриотические чувства храбрости и геройства.
Офицер во всем должен служить примером для солдат, всегда и везде проявлять заботу о них. Он обязан в совершенстве знать военное дело и умело обучать подчиненных.
Солдаты должны обучаться только тому, что придется им делать на войне, для этого необходимо приближать обстановку мирного времени к условиям военного. "Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе", — говорил Суворов. Войска должны уметь совершать длительные и быстрые марши, умело маневрировать на поле боя.
Стремительное наступление было основным тактическим правилом "Науки побеждать", но оно не являлось шаблоном.В зависимости от обстановки Суворов допускал не только наступление, но и оборону. Выдвигая на первое место удар по живой силе противника, Суворов требовал, чтобы при атаке действие холодным оружием сочетались с огнем.
Новое боевое построение, появившееся в русско-турецких войнах (колонна) предназначалась для ведения штыкового боя. Значение штыка после этого сильно возросло. Выдвижение штыка на первый план было явлением прогрессивным, т.к. оно вело к появлению новых тактических приемов боя, существенно усиливающих огневое воздействие.
Надо учитывать, что во второй половине XVIII в. дистанция действительного оружейного огня была 40– 60 метров . Это расстояние атакующая пехота преодолевала за несколько десятков секунд, т.е. за такое время, за которое самый лучший стрелок мог сделать не более одного выстрела, т.к. процесс заряжания был длительным. Разумеется, такой огонь не мог остановить стремительные атаки противника, и исход столкновения решался в штыковом бою. К тому же боеприпасов было мало и их следовало беречь.
Но из этого вовсе не следовало, что Суворов в какой-то мере недооценивал огнестрельное оружие. В приказе о боевой подготовке войск он требовал не жалеть свинца и пороха на обучение пехоты прицельному огню и для этого разработал подробное наставление. Готовя наступательный бой, Суворов указывал, что "пехотные огни открывают дорогу победе".
Важное место в "Науке побеждать" занимал вопрос обучения войск. При проведении одиночной подготовки и подготовки взводов, батальонов и полков задачи, выполняемые разными родами войск, строго разграничивались. При этом пехота является основным родом войск. Она должна начинать бой огнем и завершать его штыковым ударом.
Конницу надо использовать для поддержки пехоты, для чего она должна наносить удары во фланг и тыл противника.При отходе противника конница немедленно начинает преследование.Она должна уметь вести бой в пешем строю, как и пехота.
Артиллерии предоставляется свобода выбора позиций. Солдаты и офицеры должны были отлично знать материальную часть, уметь вести прицельный огонь, для чего постоянно тренироваться в скорости заряжания и стрельбы. В бою артиллерия должна не отставать от пехоты и своевременно оказывать ей помощь.
Чтобы научить войска совместным действиям, а главное, натренировать их так, чтобы в бою для них не было неожиданностей, Суворов часто практиковал двусторонние тактические учения, в которых одно подразделение атаковало другое. Здесь создавалась обстановка, приближенная к боевой.
Каждое учение Суворов заканчивал подробным разбором, на котором он указывал на ошибки, объяснял их, отмечал лучшие части.
Войска обучались ведению боя днем и ночью, тренировались в походах в любую погоду и в любое время года, отрабатывали переход из походного положения в боевое, атаку с хода: "голова хвоста не ждет", — говорил Суворов. Марши выполнялись быстро, организованно. Каждый солдат имел при себе только самое необходимое.
Норма суточного пешего перехода была установлена в 30–35 км. Марш совершался ночью: после первых 8 км делался малый привал, после следующих 8 км большой привал (обед и 4-часовой отдых). После обеда марш продолжался и через 8 км войска делали малый привал, а, пройдя последние 8 км , останавливались на ночлег.
Атаку войска готовили мощным артиллерийским огнем. Штыковой удар сочетался с огнем стрелков, рассыпанных перед строем батальонных каре или колонн. Суворов учил вести наступление энергично и смело, стремясь выйти во фланг и в тыл противника. Наступление и атака проводились согласно суворовским положениям: "глазомер, быстрота и натиск". Глазомер — быстрая и четкая оценка обстановки и немедленное принятие решений. Быстрота — внезапность атаки. При отходе противника, не дожидаясь приказа, надо переходить к преследованию.
Управление войсками в бою осуществлялось через конных и пеших посыльных. Суворов всегда лично руководил боем. При нем находилось несколько офицеров и до 30 конных ординарцев.
При атаке укрепленных пунктов большое внимание уделялось разведке занимаемых противником позиций и разъяснению порядка их штурма. Солдаты должны были уметь пользоваться материалами и инструментами для штурма (топорами, лопатами, фашинами и т.д.), знать время штурма и сигналы.
Много внимания обращалось на форсирование водных препятствий. Войска учились переправляться через реки вплавь и по специально наведенным мостам.
Дальнейшее развитие русское военное искусство получило в Итальянском и Швейцарском походах 1799 г . Тактическая подготовка русской армии и "Наука побеждать" А.В. Суворова подверглись в них серьезному испытанию.

3.Особенности русского военного искусства в войнах конца ХVIII - начала XIX вв.

В 1798 г. образовалась коалиция государств в составе Англии, Австрии, Турции, Неаполитанского королевства и России, направленная против Франции. В то время во Франции после победы революции у власти стояла крупная буржуазия, проводившая также агрессивную политику по отношению к соседним государствам.
До того, как в Северной Италии развернулась борьба между сухопутными вооруженными силами, в Средиземном море действовал русский Черноморский флот под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. В состав флота входило 16 судов, имевших 792 орудия и около 8 тыс. человек экипажа. Заняв несколько островов Ионического архипелага, русский флот приступил к овладению крепостью на острове Корфу, которая в то время считалась неприступной. Французский гарнизон этой крепости насчитывал около 8 тыс. человек при 650 орудиях.
18 февраля 1799 г . под прикрытием огня корабельной артиллерии на остров был высажен десант, начавший штурм передовых укреплений крепости. На следующий день, потеряв наиболее важные позиции и убедившись в бесполезности сопротивления, французский гарнизон крепости Корфу капитулировал. После взятия крепости десант русских моряков высадился в Южной Италии и при поддержке итальянского народа, восставшего против французов, занял Неаполь и Рим.
Весной 1799 г . русские войска сосредоточились в Северной Италии. 14 марта в Австрию прибыл Суворов и принял командование над союзными русско-австрийскими войсками. Общая численность войск под командованием Суворова в Северной Италии составляла до 100 тыс. человек. Французская армия в Северной и Средней Италии насчитывала свыше 90 тыс. человек.
По плану французского командования войска, находившиеся в Средней Италии, должны были соединиться с войсками в Северной Италии и объединенными силами нанести поражение союзникам.
Суворов отверг план австрийского командования, который приводил к разбрасыванию сил на театре военных действий и обрекал армию на пассивные действия. По плану, разработанному Суворовым, предполагалось сосредоточить силы на избранном направлении и решительным наступлением разгромить силы противника в полевых сражениях в Северной Италии, а затем перенести военные действия на территорию Франции. В интересах сохранения военной тайны Суворов не изложил плана войны в письменном виде, указав лишь, что военные действия он намерен начать наступлением с форсирования р. Адда.
Большое значение Суворов придавал обучению австрийских войск тактическим приемам русской армии. Австрийские войска, под наблюдением русских офицеров, переучивались по русским инструкциям и наставлениям, втягивались в форсированные марши и длительные походы.
Русско-австрийские войска численностью в 40 тыс. человек 14 апреля подошли к р. Адда и 16 апреля форсировали ее, нанеся поражение французам (альбом схем, схема 25).
Потеряв 3 тыс. человек убитыми и 2 тыс. пленными, французы вынуждены были начать поспешное отступление к побережью Средиземного моря в район Генуи. Развивая успех, союзники в течение 6 недель освободили от французов всю Северную Италию за исключением отдельных крепостей.
В конце мая 1799 г . под командованием Суворова находилось до 110 тыс. человек, но свыше 80 тыс. из них по требованию австрийского правительства осаждали крепости, занятые противником. Непосредственно в распоряжении Суворова было немногим более 29 тыс. человек, сосредоточенных в районе Алессандрия — Тортона.
К началу сражения при р. Треббия (6–8 июня 1799 г .), численность французской армии составляла 32 тыс. человек, русско-австрийской — не многим более 22 тыс. Несмотря на это, Суворов приказал утром 8 июня атаковать французскую армию. Австрийскому генералу Меласу было приказано одну дивизию вывести в резерв и расположить ее на правом крыле союзной армии.
Утром 8 июня французы первыми начали атаку по всему фронту всеми имеющимися силами, сосредоточив основные усилия на правом фланге русско-австрийской армии. Обнаружив обходное движение французов, Суворов направил против нее 6 батальонов пехоты, 2 казачьих полка и 8 эскадронов драгун под командованием генерала Багратиона. Пехота атаковала противника с фронта, драгуны и казаки— с флангов. Не выдержав удара русских войск, французы начали беспорядочный отход за р. Треббия, оставив на поле боя много убитых и раненых.
Две дивизии французов в это время атаковали русскую дивизию, охватывающую правый фланг противника. В этой критический момент Суворов приказал войскам Багратиона прекратить преследование и атаковать противника. Сам Суворов также прибыл на этот участок сражения. Воодушевленные присутствием Суворова, русские войска во фланг и с тыла стремительно атаковали противника. Удар был настолько энергичен, что французы стали поспешно отходить на правый берег р. Треббии.
Таким образом, на правом фланге и в центре французские войска были разбиты. Но развить успех оказалось невозможным. Австрийский генерал Мелас нарушил приказ Суворова, удержав у себя резервную дивизию.
На левом крыле союзников, где находились австрийские войска, сражение в течение дня шло с переменным успехом. К 18 часам французы везде были отброшены на правый берег р. Треббии. Крайнее утомление русско-австрийских войск помешало завершить разгром противника. Суворов решил продолжить сражение с утра 9 июня. Но французы не осмелились продолжать борьбу и в эту ночь начали поспешно отходить. Преследование продолжалось до 10 июня.
В результате трехдневного сражения французы потеряли до 18 тыс. человек, а союзные — до 6 тыс. человек.
Сражение при р. Треббия является одним из первых примеров встречного сражения. Русская армия вступила в бой сходу, не ожидая сосредоточения всех сил. Сражение поучительно в том отношении, что русская армия, уступая в численности, имела необходимую глубину и сильный резерв. Это позволяло командованию осуществлять маневр войсками на поле сражения и добиваться на решающих участках превосходства над противников.
В сражение при Нови 4 августа 1799 г. Суворов одержал одну из важнейших побед Итальянского похода . Французские войска, занимая почти неприступную позицию, оборонялись с исключительным упорством и мужеством. Но они не смогли устоять против русской армии, которая в этом сражении показала высокое военное мастерство.
Сражением у Нови закончился Итальянский поход русской армии под командованием Суворова.
Разгромленные под Нови войска противника отступили к Средиземному морю, где французское командование готовило их эвакуацию морем. Суворов решил преследованием противника разгромить его, окончательно изгнать его из Италии, после чего начать наступление на Париж.
Продвижение русско-австрийской армии к Генуе вызвало большую тревогу в Англии. Ее правящие круги опасались, что выход русских войск на Средиземноморское побережье воспрепятствует осуществлению ее захватнических планов. Эта тревога еще больше усилилась после победы русского военно-морского флота под командованием Ушакова на Средиземном море. Английское правительство поставило свой целью добиться скорейшего выхода русских войск из Италии.
Действия английского правительства нашли поддержку при дворе австрийского императора, т.к. присутствие русских войск в Италии мешало установлению владычества австрийского дворянства в Италии.
Результатом тайного сговора между Англией и Австрией явился новый план коалиционной войны. По нему русская армия под командованием Суворова должна направиться в Швейцарию, чтобы соединится там с русским корпусом Римского-Корсакова, после чего начать наступление на Францию. Одновременно предусматривалась высадка англо-русского десанта в Голландии и действия австрийских войск в Южной Германии.
Англо-австрийское командование надеялось, что армия Суворова, которой предстояло пройти 220 км и преодолеть в осеннюю погоду альпийские хребты, погибнет в Альпах, а русский корпус Римского-Корсакова будет разбит превосходящей французской армией. Кроме того, австрийское правительство дало русским ложные данные о местности и противнике и фактически оставило их без продовольствия.
В конце августа Суворов получил из Вены приказ начать переход из Италии через Альпы в Швейцарию. Одновременно с этим австрийское правительство вывело из Швейцарии и перебросило в Германию 36 тысячную армию, оставив 24 тысячный русский корпус Римского-Корсакова и 22 тысячный австрийский корпус, который должен был вскоре покинуть Швейцарию. Так малочисленный русский корпус был подставлен под удар 84 тысячной французской армии (альбом схем,схема 26 ).
Учитывая сложившуюся обстановку, Суворов разработал план разгрома находившейся в Швейцарии французской армии посредством организации наступления всех союзных войск с разных направлений. Главный удар должны были нанести русские войска из Италии. Для этого он избрал самый короткий, но вместе тем самый трудный и опасный маршрут — через Таверно, Сен-Готард, долину р. Рейса, вдоль берега Люцернского озера и далее на север к Швицу, чтобы как можно быстрее выйти во фланг и тыл основной группировки французской армии, затем совместно с войсками Римского-Корсакова и артиллерийского корпуса окружить и уничтожить ее. План Швейцарского похода является примером творческого решения сложных стратегических задач.
31 августа 1799 г . русские войска выступили из Алессандрии и Ривальты и совершив за 5 суток 150 км марш, 4 сентября достигли Таверно.
К этому времени австрийцы должны были приготовить здесь для русских войск 1430 мулов для перевозки имущества и продовольствия. Но австрийское правительство не выполнило своих обязательств, поэтому русские войска задержались в Таверно и потратили 5 суток на заготовку продовольствия, что помешало реализации задуманного плана.
10 сентября русская армия выступила из Таверно к Сен-Готарду. Начался знаменитый Швейцарский поход, который проходил в условиях выгодной обороны французских войск, исключительно плохой погоды, предательства австрийцев. По этому пути не проходила еще ни одна армия.
Трудности не сломили духа русских войск. Все препятствия были преодолены. Атаки французов успеха не имели, благодаря, в первую очередь, действиям отряда Багратиона, который в качестве авангарда и арьергарда прикрывал действия основной группировки русских войск.
К 1 октября Швейцарский поход был закончен.
Швейцарский поход русской армии был самым выдающимся из всех современных альпийских переходов. Русская армия проявила невиданный героизм, вписав новую славную страницу в историю русского военного искусства. Во время этого похода Суворов показал образец умелого руководства войсками. Под его командованием армия показала примеры авангардных и арьергардных боев, искусных обходов вражеских позиций, тактического окружения и полного уничтожения окруженного противника в сложных условиях горного театра военных действий. Все это явилось существенным вкладом в развитие тактики горной войны.

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить материал занятия № 2 темы № 3.
2. Подготовиться к семинару № 3.
3. Дополнить информацию в занятии № 2 темы № 3 рабочей тетради (бланк – конспекта).
4.Заполнить часть 2 концептуальной таблицы « Основные черты русского военного искусства ХVIII в. »