Зачет по дисциплине "Военная история"

I.ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.  Особенности военного искусства Древних Афин в греко-персидских войнах.

2.  Особенности военного искусства Древних Афин и Спарты в V - IV вв. до н.э.

3.  Особенности военного искусства Македонии в IV в. до н.э.

4.  Особенности военного искусства Древнего Рима в войнах с Карфагеном.

5.  Особенности военного искусства Древнего Рима в гражданских войнах I в. до н.э.

6.  Основные черты военного искусства Древнерусского государства ( I Х - Х II вв.).

7.  Основные черты военного искусства стран Западной Европы (Х II - Х IV вв.).

8.  Русское военное искусство в освободительных войнах против шведско-немецкой агрессии Х III в.

9.  Русское военное искусство в освободительных войнах против монголо - татарского ига Х IV в.

10.  Русское военное искусство в период образования централизованного государства (Х V - Х VI вв.).

11.  Русское военное искусство в освободительной борьбе против иноземных захватчиков в начале Х VII в.

12.  Основные черты военного искусства феодального общества.

13.  Основные направления военных реформ Петра I . Организационная структура и вооружение русской пехотной дивизии начала ХVIII в.

14.  Основные направления военных реформ Петра I . Организационная структура и вооружение русской кавалерийской дивизии начала ХVIII в.

15.  Основные направления военных реформ Петра I . Организационная структура и вооружение русского артиллерийского полка начала ХVIII в.

16.  Основные направления военных реформ Петра I . Организационная структура и вооружение русского флота в начале ХVIII в.

17.  Особенности русского военного искусства в Северной войне 1700 – 1721 гг.

18.  Основные черты русского военного искусства в Семилетней войне (1756-1763 гг.) и русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

19.  Основные черты русского военного искусства в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

20.  Основные положения суворовской «Науки побеждать».

21.  Основные черты русского военного искусства в Итальянском и Швейцарских походах под руководством А.В. Суворова в 1799 г .

22.  Основные направления военных реформ во Франции в начале XIX в.

23.  Особенности стратегии и тактики в войнах 1 французской империи.

24.  Особенности стратегии и тактики русской армии в период июня – августа Отечественной войны 1812 г .

25.  Особенности стратегии и тактики русской армии в период сентября – декабря Отечественной войны 1812 г.

26.  Состав, вооружение, взгляды на боевое применение русской армии накануне Крымской войны 1853 – 1856 гг.

27.  Особенности стратегии и тактики в Крымской войне 1853 – 1856 гг.

28.  Причины и основные направления военных реформ в России в 60-70 гг. XIX в.

29.  Состав, вооружение, взгляды на боевое применение русской армии накануне русско-японской войны 1904-1905 гг.

30.  Общий ход, уроки и выводы русско-японской войны 1904-1905 гг.

31.  Причины, характер, состав вооруженных сил и планы сторон накануне 1 Мировой войны. Основные итоги кампаний 1914 – 1915 гг.

32.  Основные итоги кампаний 1916 – 1918 гг. в ходе 1 мировой войны.

33.  Основные направления военных реформ СССР в 1924 – 1925 гг. Взгляды на боевое применение советских войск накануне Великой Отечественной войны.

34.  Периодизация 2 мировой и Великой Отечественной войн, основные кампании и сражения.

35.  Общий ход военных действий на советско-германском фронте с 22 июня по 5 декабря 1941 года.

36.  Контрнаступление и общее наступление советских войск под Москвой (5.12.1941 г. – апрель 1942 гг.).

37.  Общий ход военных действий на советско-германском фронте с 28 июня по 19 ноября 1942 года.

38.  Основные черты военного искусства советских войск в 1 периоде Великой Отечественной войны.

39.  Контрнаступление советских войск под Сталинградом и военно-политические итоги Сталинградской битвы.

40  Особенности стратегии и тактики Советских Вооруженных Сил, ход военных действий в Курской битве.

41.  Особенности стратегии и тактики Советских Вооруженных Сил, ход военных действий в Белорусской операции .

42.  Особенности военного искусства советских войск , ход военных действий в Висло-Одерской операции.

43.  Особенности военного искусства советских войск , ход военных действий в Берлинской операции.

44.  Вооруженные силы и военное искусство основных иностранных государств в ходе 2 мировой войны.

45.  Сущность, характер и классификация локальных войн и вооруженных конфликтов согласно Военной доктрины РФ.

46.  Причины войны в Корее (1950 – 1953 гг.), общий ход военных действий и особенности боевого применения ВВС и ПВО.

47.  Причины войны во Вьетнаме (1964 – 1973 гг.) , общий ход военных действий и особенности боевого применения ВВС и ПВО.

48.  Причины арабо-израильских войн (1967 – 1982 гг.) , общий ход военных действий и особенности боевого применения ВВС и ПВО в войнах 1973, 1982 гг.

49.  Причины войны многонациональных сил против Ирака в 1991 г ., общий ход военных действий и особенности боевого применения ВВС и ПВО.

50.  Причины войны блока НАТО против Югославии в 1999 г ., общий ход военных действий и особенности боевого применения ВВС и ПВО.

51.  Причины войны многонациональных сил против Ирака в 2003 г . и особенности боевого применения противоборствующих сторон.

52.  Основные направления развития ВВТ видов вооруженных сил после 2 мировой войны .

53.  Особенности тактики противоборствующих войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ в.– начала ХХI в.

II . ЛИТЕРАТУРА

1. Военная история / И. Крупченко [и др.]. - М.: Воениздат, 1971.

2. Военная история. Учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГУ, 2010.

3. Военная история. Альбом схем. - Нижний Новгород: ННГУ, 2010.

4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983.

III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Листы для подготовки к ответу – по количеству студентов в учебной группе.

2. Политическая карта мира, обзорная карта Европы.

3. Военная история. Альбом схем. – Нижний Новгород: ННГУ, 2010.

4. Мультимедийный проектор, электронные версии схем по дисциплине «Военная история».

IV . МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАЧЕТА

Зачет по дисциплине «Военная история» проводится в устной форме со студентами первого курса, обучающимися по программе военной подготов-ки в ННГУ (издания 2008 года). К экзамену допускаются студенты, выполнившие все требования программы. Прием зачета осуществляется преподавателем, ведущим занятия в данном взводе по билетам, утвержденным начальником учебного военного центра. В каждый билет включается два вопроса.
Зачет проводится в учебной аудитории, указанной в расписании экзаменов и зачетов. При необходимости в аудитории могут устанавливаться дополнительные классные доски, ТСО и другие средства материально-технического обеспечения.
Очередной студент, войдя по разрешению преподавателя в учебную аудиторию, докладывает о своём прибытии. Преподаватель, принимая доклад, оценивает внешний вид, строевую выправку студента, после чего, при отсутствии замечаний, предлагает взять билет.
В оценочном листе фиксируется время входа студента в аудиторию, номер билета, выдаётся лист для подготовки к ответу. В соответствии с номером билета преподаватель предлагает студенту ознакомиться с содержанием вопросов билета, отвечает на уточняющие вопросы или убеждается в том, что вопросы ясны. Затем студенту указывается место для подготовки к ответу, разрешается пользование необходимыми для ответа схемами, пособиями.
В случае, если внешний вид и строевая выправка студента не удовлетворяет установленным требованиям, преподаватель делает замечания студенту, отдаёт указания устранить недостатки и допускает к сдаче зачета только после их выполнения.
Если студент, ознакомившись с содержанием вопросов, изъявил желание взять другой билет, то ему предоставляется такая возможность. Оценка за зачет в этом случае снижается на 1 балл.
В процессе подготовки студентов к ответу студенты должны пользоваться только разрешёнными пособиями, не разговаривать, выдерживать установленный временной регламент
В аудитории, где принимается зачет, могут одновременно находиться не более семи студентов. Для подготовки к ответу студенту предоставляется до 45 минут времени, из которых последние 10 минут, как правило, он работает у классной доски. На классной доске студент должен написать свою фамилию, инициалы, номер билета, план ответа на каждый теоретический вопрос, изобразить необходимые для ответа иллюстрации. Для ответа по вопросам билета студенту предоставляется время до 15 минут. При необходимости, студент использует электронные версии схем по дисциплине «Военная история», готовит их к демонстрации с использованием мультимедийной аппаратуры. Общая продолжительность приема зачета не должна превышать 8 часов

V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЧЕТА

Общая оценка студенту за зачет определяется с учётом частных оценок, полученных по вопросам:
«превосходно» , если один вопрос оценен «превосходно», а второй - не ниже «отлично»;
«отлично» , если оба вопроса оценены на «отлично», или один вопрос - на «превосходно», а второй – на «очень хорошо», или один вопрос - на «отлично», а второй – на «очень хорошо»;
«очень хорошо» , если оба вопроса оценены на «очень хорошо», или один вопрос - на «превосходно», а второй – на «хорошо», или один вопрос - на «отлично», а второй – на «хорошо»;
«хорошо» , если оба вопроса оценены на «хорошо», или один вопрос - на «превосходно», а второй – на «удовлетворительно», или один вопрос - на «отлично», а второй – на «удовлетворительно», или один вопрос - на «очень хорошо», а второй – на «хорошо» или «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» , если оба вопроса оценены на «удовлетворительно», или один вопрос оценен «неудовлетворительно», а второй – не ниже «удовлетворительно»;
«неудовлетворительно» , если оба вопроса оценены на «неудовлетворительно», или один вопроса оценен «плохо», а второй – не ниже «удовлетворительно»;
«плохо» , если один вопрос оценен «плохо», а второй - не выше «неудовлетворительно».
Каждый вопрос оценивается по семибальной системе оценок, принятой в ННГУ. Оценка за частный вопрос определяется:
«превосходно», если вопрос раскрыт превосходно с очень незначительными погрешностями;
«отлично», если вопрос раскрыт на уровне, который существенно выше среднего с некоторыми ошибками;
«очень хорошо», если вопрос раскрыт на хорошем уровне с заметными ошибками;
«хорошо» , если вопрос раскрыт на хорошем уровне с значительными ошибками;
«удовлетворительно» , если вопрос раскрыт на уровне, удовлетворяющем минимальным требованиям;
«неудовлетворительно» , если вопрос раскрыт на уровне, требующем дополнительной подготовки для ответа на него;
«плохо» , если вопрос не раскрыт.
Результаты зачета выставляются в экзаменационные ведомости и зачетные книжки, а также в журналы учета занятий учебного взвода. Оценки « неудовлетворительно » и « плохо » выставляются только в экзаменационную ведомость.
Итоги сдачи зачета, положительные и отрицательные моменты объявляются студентам взвода в день его окончания на общем построении взвода.
Пересдача зачета осуществляется в период переэкзаменовок (за исключением случая не сдачи зачета по уважительным причинам согласно «Положения…») в сроки, определенные приказом ректора ННГУ, при этом допускается не более двух пересдач.
Для приема зачета при второй пересдаче, по представлению начальника цикла, начальником УВЦ назначается комиссия из числа преподавателей УВЦ в соответствии с «Положением…».
В случае получения студентом на обеих пересдачах неудовлетворительных оценок, либо неприбытия для пересдачи в установленные сроки без уважительной причины, начальник цикла докладывает об этом по команде для принятия решения.
Во время проведения зачета в аудитории без специального разрешения могут находиться: ректор, проректор по учебной работе, руководитель института военного образования, начальник УВЦ (его заместители), начальник отдела (цикла). Нахождение других лиц на зачете без разрешения ректора (проректора) запрещено.