ТЕМА № 3. Основные черты русского военного искусства ХVIII в. Занятие № 3. Основные черты военного искусства русского государства ХVIII в. I . УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Военные реформы в России конца ХVII – начала ХVIII в. 2. Русское военное искусство в войнах первой половины ХVIII в. 3. Русское военное искусство в русско-турецких войнах второй половины ХVIII в. 4. Основные положения стратегии и тактики, разработанные А.В. Суворовым. 5. Особенности русского военного искусства в войнах конца ХVIII в. ВРЕМЯ 2 часа МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Аудитория № 212 (226, 122) II . ЛИТЕРАТУРА 1. Военная история / И. Крупченко [и др.]. - М.: Воениздат, 1971. 2. Военная история. Курс лекций. - Нижний Новгород: ННГУ, 2007. 3. Военная история. Альбом схем. - Нижний Новгород: ННГУ, 2007. 4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983. III . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ Подготовку к семинару целесообразно начать не менее чем за неделю до его проведения. Подготовительный этап к занятию заключается в уяснении темы, вопросов семинара, изучении рекомендованной литературы, оформлении необходимых записей с целью дополнения конспекта лекций и составления кратких планов выступлений по вопросам семинара. При ответе на каждый вопрос семинара необходимо обязательно раскрыть такие ключевые моменты как: способы комплектования и, организация армий в рассматриваемый период; характерные боевые порядки и вооружение войск рассматриваемого периода; особенности боевого применения войск в рассматриваемый период. Ответ на каждый вопрос необходимо обязательно увязывать с конкретным историческим сражением (битвой). В качестве вывода необходимо пытаться вскрыть тенденции развития вооружения, стратегии, тактики противоборствующих сторон и их значение для военного искусства и современного состояния Вооруженных сил. При изучении первого вопроса семинара будут заслушаны ответы студентов по следующим подвопросам: изменения в способе комплектования, управления, обучения и воспитания войск по результатам военных реформ конца ХVII – начала ХVIII вв.; организация, вооружение пехоты и флота России по результатам военных реформ конца ХVII – начала ХVIII вв.; организация, вооружение кавалерии и артиллерии России по результатам военных реформ конца ХVII – начала ХVIII вв. При рассмотрении второго вопроса семинара будут заслушаны ответы студентов по следующим подвопросам: особенности стратегии и тактики, применяемые Петром 1 в сухопутных сражениях Северной войны; особенности стратегии и тактики, применяемые Петром 1 в морских сражениях Северной войны. При рассмотрении третьего вопроса семинара будут заслушаны ответы студентов по следующим подвопросам: особенности стратегии и тактики, применяемые русскими войсками в ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. и русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг.; особенности стратегии и тактики, применяемые русскими войсками в ходе русско-турецкой войны 1787 –1791 гг. Изучение остальных вопросов семинара будет проведена без разбиения их на подвопросы. Время на ответы по вопросам семинара – не более 10 минут. По всем вопросам каждому студенту необходимо быть готовым высказать свое мнение, дополняя основной доклад. Реферат на тему: " "Военное искусство в Семилетней войне 1756 – 1763 гг." будет рассмотрен после второго вопроса семинара. Подготовку каждого реферата осуществляют 2 студента, при этом, один из них является докладчиком, а второй - оппонентом. Время для доклада – до 15 минут, доклад оппонента – до 5 минут. В начале семинара, в течение 5- 7 минут будет проведен письменный контрольный опрос по следующим вопросам: Организация и вооружение русской пехотной дивизии в начале XVIII в. Организация и вооружение русской кавалерийской дивизии в начале XVIII в. Организация и вооружение русского артиллерийского полка в начале XVIII в. Основные положения суворовской «Науки побеждать». Особенности построения войск, применявшиеся А.В. Суворовым в русско-турецких войнах второй половины ХVIII в. Общая оценка за работу на семинаре будет выставлена с учетом докладов по основным вопросам, дополнений ответов выступающих, оценки за письменный контрольный опрос.
|