ТЕМА № 3. Основные черты русского военного искусства ХVIII в.

Занятие № 3. Основные черты военного искусства русского государства ХVIII в.

I . УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Военные реформы в России конца ХVII – начала ХVIII в.

2. Русское военное искусство в войнах первой половины ХVIII в.

3. Русское военное искусство в русско-турецких войнах второй половины ХVIII в.

4. Основные положения стратегии и тактики, разработанные А.В. Суворовым.

5. Особенности русского военного искусства в войнах конца ХVIII в.

ВРЕМЯ 2 часа МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Аудитория № 212 (226, 122)

II . ЛИТЕРАТУРА

1. Военная история / И. Крупченко [и др.]. - М.: Воениздат, 1971.

2. Военная история. Курс лекций. - Нижний Новгород: ННГУ, 2007.

3. Военная история. Альбом схем. - Нижний Новгород: ННГУ, 2007.

4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983.

III . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ

Подготовку к семинару целесообразно начать не менее чем за неделю до его проведения. Подготовительный этап к занятию заключается в уяснении темы, вопросов семинара, изучении рекомендованной литературы, оформлении необходимых записей с целью дополнения конспекта лекций и составления кратких планов выступлений по вопросам семинара.

При ответе на каждый вопрос семинара необходимо обязательно раскрыть такие ключевые моменты как:

• способы комплектования и, организация армий в рассматриваемый период;

• характерные боевые порядки и вооружение войск рассматриваемого периода;

• особенности боевого применения войск в рассматриваемый период.

Ответ на каждый вопрос необходимо обязательно увязывать с конкретным историческим сражением (битвой). В качестве вывода необходимо пытаться вскрыть тенденции развития вооружения, стратегии, тактики противоборствующих сторон и их значение для военного искусства и современного состояния Вооруженных сил.

При изучении первого вопроса семинара будут заслушаны ответы студентов по следующим подвопросам:

• изменения в способе комплектования, управления, обучения и воспитания войск по результатам военных реформ конца ХVII – начала ХVIII вв.;

• организация, вооружение пехоты и флота России по результатам военных реформ конца ХVII – начала ХVIII вв.;

• организация, вооружение кавалерии и артиллерии России по результатам военных реформ конца ХVII – начала ХVIII вв.

При рассмотрении второго вопроса семинара будут заслушаны ответы студентов по следующим подвопросам:

• особенности стратегии и тактики, применяемые Петром 1 в сухопутных сражениях Северной войны;

• особенности стратегии и тактики, применяемые Петром 1 в морских сражениях Северной войны.

При рассмотрении третьего вопроса семинара будут заслушаны ответы студентов по следующим подвопросам:

• особенности стратегии и тактики, применяемые русскими войсками в ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. и русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг.;

• особенности стратегии и тактики, применяемые русскими войсками в ходе русско-турецкой войны 1787 –1791 гг.

Изучение остальных вопросов семинара будет проведена без разбиения их на подвопросы.

Время на ответы по вопросам семинара – не более 10 минут. По всем вопросам каждому студенту необходимо быть готовым высказать свое мнение, дополняя основной доклад.

Реферат на тему: " "Военное искусство в Семилетней войне 1756 – 1763 гг." будет рассмотрен после второго вопроса семинара.

Подготовку каждого реферата осуществляют 2 студента, при этом, один из них является докладчиком, а второй - оппонентом. Время для доклада – до 15 минут, доклад оппонента – до 5 минут.

В начале семинара, в течение 5- 7 минут будет проведен письменный контрольный опрос по следующим вопросам:

•  Организация и вооружение русской пехотной дивизии в начале XVIII в.

•  Организация и вооружение русской кавалерийской дивизии в начале XVIII в.

•  Организация и вооружение русского артиллерийского полка в начале XVIII в.

•  Основные положения суворовской «Науки побеждать».

•  Особенности построения войск, применявшиеся А.В. Суворовым в русско-турецких войнах второй половины ХVIII в.

Общая оценка за работу на семинаре будет выставлена с учетом докладов по основным вопросам, дополнений ответов выступающих, оценки за письменный контрольный опрос.