ТЕМА № 4. Развитие военного искусства в ХIХ – начале ХХ вв. ЗАНЯТИЕ № 4. Основные черты военного искусства русского государства в ХIХ – начале ХХ вв. I . УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Особенности стратегии и тактики Отечественной войны 1812 г. 2. Особенности стратегии и тактики Крымской войны 1853 - 1856 гг. 3. Тенденции развития вооружения и основные черты военного искусства в войнах ХIX в. 4. Уроки и выводы русско-японской войны 1904 – 1905 гг. 5. Основные события первой мировой войны 1914 – 1918 гг. ВРЕМЯ 2 часа МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Аудитория № 212 (226, 122) II . ЛИТЕРАТУРА 1. Военная история / И. Крупченко [и др.]. - М.: Воениздат, 1971. 2. Военная история. Учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГУ, 2010. 3. Военная история. Альбом схем. - Нижний Новгород: ННГУ, 2010. 4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983. III . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ Подготовку к семинару целесообразно начать не менее чем за неделю до его проведения. Подготовительный этап к занятию заключается в уяснении темы, вопросов семинара, изучении рекомендованной литературы, оформлении необходимых записей с целью дополнения конспекта лекций и составления кратких планов выступлений по вопросам семинара. При ответе на каждый вопрос семинара необходимо обязательно раскрыть такие ключевые моменты как: -способы комплектования и, организация армий в рассматриваемый период; характерные боевые порядки и вооружение войск рассматриваемого периода; особенности боевого применения войск в рассматриваемый период. Ответ на каждый вопрос необходимо обязательно увязывать с конкретным историческим сражением (битвой). В качестве вывода необходимо пытаться вскрыть тенденции развития вооружения, стратегии, тактики противоборствующих сторон и их значение для военного искусства и современного состояния Вооруженных сил. При изучении первого вопроса семинара будут заслушаны ответы студентов по следующим подвопросам: основные черты военного искусства в войнах первой французской империи; особенности стратегии и тактики Отечественной войны 1812 г. Второй и четвертый вопросы семинара будут рассмотрены без разбиения на подвопросы. При рассмотрении третьего вопроса семинара будут заслушаны ответы студентов по следующим подвопросам: основные причины и направления военных реформ 60—70-х годов XIX в. в России; основные черты военного искусства по опыту войн XIX в. При изучении пятого вопроса семинара отдельными подвопросами будут рассмотрены кампании 1914 - 1915 гг., 1916 г., 1917 - 1918 гг. Первой мировой войны. Время на ответы по вопросам семинара – не более 10 минут. По всем вопросам каждому студенту необходимо быть готовым высказать свое мнение, дополняя основной доклад. Реферат на тему: Особенности стратегии и тактики в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг." будет рассмотрен после второго вопроса, а сообщение на тему: "Причины, уроки и выводы Кавказской войны 1817 – 1864 гг." – после 1 вопроса. Подготовку каждого реферата осуществляют 2 студента, при этом, один из них является докладчиком, а второй - оппонентом. Время для доклада – до 15 минут, доклад оппонента – до 5 минут. В начале семинара, в течение 5- 7 минут будет проведен письменный контрольный опрос по следующим вопросам: Организация и вооружение корпуса русской армии в начале XIX в. Организация и вооружение корпуса русской армии накануне Крымской войны. Боевой порядок русского пехотного полка накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. Организация и вооружение корпуса русской армии накануне I мировой войны. Построение обороны в начале I мировой войны. Построение обороны в конце I мировой войны. Общая оценка за работу на семинаре будет выставлена с учетом докладов по основным вопросам, дополнений ответов выступающих, оценки за письменный контрольный опрос.
|