ГЛАВА 2

РЕШЕНИЕ КОМАНДИРА – ОСНОВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАБОТА КОМАНДИРА И ШТАБА ПО ПРИНЯТИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ В ХОДЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Любой человек, взрослея, на практике познает процесс принятия решения. Способность принимать решение – это умение, приходящее и развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни – десятки тысяч различных решений. Эти решения могут быть малозначительными (куда на перерыве пойти обедать, а после работы или учебы - в кафе или в спортзал и т.п.); или серьезно влияющие на будущее конкретного человека и его близких (выбор профессии, спутника жизни и т.д.). То есть, само принятие решений для человека является частью жизни и обыденным действием, но эти решения, принимаемые в отношении себя самого, влияют на будущее только этого человека и его ближайшего окружения.

Для руководителя принятие решений весьма важная функция, и последствия этих решений могут определять действия, поведение, а порой и судьбы многих людей. Почти любое управленческое действие включает принятие решения. Некоторые специалисты считают, что принятие решений и есть управление, а работа руководителя и есть деятельность по принятию решений, так как именно решения определяют эффективность и результат деятельности любой организации, степень достижения поставленной цели.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что способность принимать грамотные решения является важнейшим умением, которым должен овладеть каждый руководитель.

Что же такое решение, в чём же состоит его сущность, и какова классификация управленческих решений?

Решение – это результат выбора альтернативы, то есть выбора какого либо варианта действий из всех возможных в данной конкретной ситуации, реализация которого обеспечивает наиболее эффективное решение поставленных задач и достижение цели с наименьшими затратами.

Руководитель коллектива, выбирая альтернативу, выбирает вариант действий не только для себя, но и для своих подчиненных, для всего подразделения или организации, поэтому он не имеет права принимать необдуманных решений. В современном сложном, быстро меняющемся мире организаций, в том числе организаций военных, многие альтернативные варианты находятся в распоряжении командиров. Чтобы выбрать оптимальный вариант действий, то есть принять оптимальное решение, обеспечивающее выполнение поставленных задач и достижение цели с минимальными затратами, необходимо оценить многие элементы обстановки и условий принятия, реализации решений и дать ответы на многие вопросы.

В соответствии принципом единоначалия, командиру предоставлено право единоличного принятия решений, так как именно решение командира является основой управления войсками. Теория принятия решений командиром является одним из предметов изучения дисциплины «Управление подразделениями в мирное время», но у многих чаще ассоциируется, как правило, только с управлением подразделениями в бою.

На самом деле в условиях повседневной жизни, при организации службы войск, боевой подготовки отмобилизования и любого другого вида жизнедеятельности воинской части в мирное время, решение командира также является основой управления.

Любое действие командира (начальника) не только по основным направлениям, но и по частным вопросам обосновано решением. Если цель не может быть достигнута в результате выполнения какого-то одного мероприятия и для достижения этой цели необходима многоходовая комбинация, от руководителя может потребоваться целая последовательность решений. Как правило, это характерная черта повседневной жизни любой организации.

При решении повседневных практических задач могут возникать сложные, противоречивые ситуации, но военный руководитель обязан оперативно принимать необходимые решения, наиболее оптимальные для каждого конкретного случая, реализация которых обеспечит достижение цели с наименьшими временными, материальными и моральными затратами. Нет ничего труднее, но в тоже время и ничего ценнее, чем своевременно принять оптимальное решение в сложной обстановке военной жизни. Именно поэтому многие специалисты считают, что процесс принятия решения занимает центральное место в теории управления.

Необходимость принятия решения военным руководителем может возникнуть как в связи с полученным приказом, так и по его собственной инициативе, в соответствии с должностными обязанностями.

Управленческое решение определяет содержание деятельности подчиненных при достижении поставленной цели и является главным структурным элементом управленческого процесса. В соответствии с решением осуществляется планирование и вся последующая организаторская деятельность органов управления, связанная с руководством частями и подразделениями в ходе повседневной деятельности.

Решения можно классифицировать по следующим признакам (приложение 2):

Принятие решения является одним из самых сложных процессов управленческой деятельности, в котором, как ни в одном другом, от командира, штаба, других органов управления требуются компетентность, широкий кругозор, высокая профессиональная подготовка, знания и навыки использования техники управления и т.д. Лишь при наличии всех этих качеств у должностных лиц органов управления принятое решение может быть оптимальным и будет отвечать всем предъявляемым к нему требованиям:

Не смотря на разнообразие видов, областей деятельности, масштабов и временных рамок, работа командира (начальника) и штаба по принятию решений и планированию их реализации, имеет общие черты, которые позволяют установить единый порядок действий и наиболее рациональную последовательность в работе при принятии любого решения (приложение 3):

Что же включает в себя содержание работы командира на каждом из этих этапов, например, при принятии решения на боевые действия?

Уясняя поставленную задачу, командир должен понять цель предстоящих боевых действий и которую необходимо достичь в результате выполнения задачи; замысел старшего начальника, а также место и роль нашей воинской части (подразделения) в выполнении этого замысла; роль и место взаимодействующих частей и подразделений (соседей) в выполнении задачи и порядок взаимодействия с ними.

Уяснив задачу, командир (штаб) производит расчёт времени на принятие, оформление, реализацию решения и подготовку к предстоящим действиям; определяет, какие отдать предварительные распоряжения подчинённым, какие мероприятия провести немедленно и дальнейший порядок работы по принятию решения и проведению мероприятий по подготовке к предстоящим боевым действиям (по реализации решения).

Работа по уяснению задачи, как показывает практика, может проводиться самостоятельно командиром или с привлечением подчинённого руководящего состава (состав – по усмотрению командира), что зависит от уровня подготовки и стиля работы командира, а также уровня подготовки и опыта руководящего состава и офицеров штаба.

После уяснения задачи начинается этап оценки противника, обстановки и условий выполнения задачи. При этом оценке подлежат: силы и средства противника; объект воздействия (действий); свои силы и средства; место действий; возможности соседей (при необходимости); условия окружающей среды; время года, суток; сроки выполнения задачи; другие элементы и условия, которые могут повлиять на выполнение задачи.

Оценка обстановки проводится командиром и, по его указанию, по отдельным элементам, другими должностными лицами, в соответствии с их компетентностью. Степень детализации изучения и анализа данных обстановки зависят от их важности, располагаемого времени, а также от звена управления.

По результатам анализа каждого из этих элементов обстановки делаются частные выводы, которые затем сопоставляются и обобщаются в целях выработки замысла решения, определения содержания задач подчиненным, а возможно, и способов их действий.

Умение быстро и всесторонне оценить обстановку является одним из важнейших показателей уровня профессиональной подготовки командиров и штабов. На этапе оценки обстановки производятся необходимые оперативно-тактические расчеты.

В результате уяснения задачи, оценки обстановки, проведённых расчётов вырабатываются и оцениваются возможные (альтернативные) варианты действий, из которых выбирается наиболее оптимальный.

После чего командир принимает (формулирует) решение, в котором определяет (приложение 4):

Рассмотренная последовательность работы в процессе выработки и принятия командиром решения достаточно условна, нельзя утверждать о строгом соблюдении именно такой очередности работ. Так, на этапе оценки обстановки у командира, как правило, уже складываются отдельные элементы замысла, а на этапе выработки замысла и формулирования задач подчинённым, командир иногда продолжает оценивать отдельные элементы обстановки. Практика свидетельствует о взаимообусловленности, наличии не только прямого, но и обратного влияния результатов каждого из этапов друг на друга. Тем не менее, рассмотренное деление процесса принятия решения на этапы работы вполне обоснованно и позволяет более чётко представить процесс, объём этой работы и методы её выполнения.

В зависимости от сложности, важности и объема предстоящих работ по принятию решения, располагаемого времени, опыта работы и уровня подготовки командира и других органов управления, стиля работы командира и некоторых других факторов зависит количество и состава должностных лиц, привлекаемых командиром к подготовке решения. Исходя из этого, можно выделить следующие варианты (методы) организации этой работы:

Планирование выполнения решения и сама его реализация может осуществляться методом параллельной или последовательной работы.

При крайне ограниченном времени применяется, как правило, метод параллельной работы, при котором командир может принять решение по результатам заслушивания кратких докладов начальников родов войск, отделов и служб, предложений начальника штаба и других заместителей по элементам решения. В этом случае реализация решения начинается сразу после выработки замысла действий, после чего подчиненным отдаются предварительные распоряжения, содержащие минимум необходимых сведений и указаний, но позволяющих приступить к выработке решения и планированию действий на своём уровне. Одновременно с этим, старший командир и штаб продолжают работу над решением, определяя конкретные задачи подчинённым войскам, порядок взаимодействия, обеспечения и управления.

При достаточном времени на подготовку и принятия решения применяется метод последовательной работы, при котором в каждой нижестоящей инстанции решение принимается только после завершения процесса принятия решения и планирования его реализации в вышестоящей инстанции.

К примеру, принятие решения на боевую подготовку осуществляется почти всегда методом последовательной работы, а планирование боевых действий в военное время – методом параллельной работы.

Более глубоко суть обоих методов работы будет рассмотрена при изучении соответствующих тем дисциплины «Тактика ЗРВ».

Завершив работу по принятию решения, командир объявляет его, после чего рассматривает и подписывает подготовленные к этому времени документы по доведению задач до частей и подразделений. Решение считается принятым, когда командир, сделав окончательный выбор и определив оптимальный вариант, сформулировал его и объявил руководящему составу.

В соответствии с принятым решением и указаниями командира ставятся задачи, осуществляется планирование, а также проводятся мероприятия по организации и непосредственному обеспечению выполнения решения.

Планирование выполнения решения заключается в его детализации: определении работ и мероприятий, направленных на реализацию решения; определении сроков выполнения этих работ и мероприятий; подборе и расстановке исполнителей; оформлении плана работ по реализации решения (план боевой подготовки, план проведения тактических учений, мобилизационный план и т.п.).

Планирование выполнения решения – сложный многогранный процесс, в котором необходимо комплексно решать многие вопросы, проводить большой объём расчётов и прогнозировать обстановку.

Для успешного планирования необходимо строго согласовать деятельность всех органов управления, участвующих в планировании. Эта задача, по большинству направлений повседневной деятельности, возлагается на начальника штаба. Начальник штаба устанавливает общий порядок работы всех органов управления при планировании, координирует работу заместителей командира и начальников служб, определяет, какие документы, кто и в какие сроки разрабатывает.

Постановка задач командирам подразделений и другим исполнителям – важнейшая функция командира и штаба. Особые требования предъявляются к оперативности этого мероприятия.

Постановка задачи заключается в непосредственном ее доведении до исполнителя и проверке правильности уяснения этой задачи. Основные методы постановки задач следующие:

Устная постановка задачи может осуществляться самим командиром или по его поручению другими должностными лицами при личном общении с подчинёнными или при помощи технических средств связи. Личное общение с подчинёнными обязательно, проводится при первой возможности, так как позволяет не только довести задачи, но и убедиться в правильности их понимания, а также разъяснить все детали. Вместе с тем, задачи, поставленные устно, обязательно подтверждаются официальными документами.

Важным направлением в повышении оперативности доведения задач до частей и подразделений является постановка задачи по техническим средствам связи, а также прием докладов о её получении и выполнении.

При этом необходимо помнить, что подчиненным должно быть предоставлено как можно больше времени для подготовки к выполнению поставленной задачи.

Доведение задач до подчиненных (исполнителей) осуществляется по форме и методом, которые зависят от характера самих задач - являются ли они постоянно действующими, ставятся на определенный период времени или текущими.

Так, постоянно действующие в повседневной деятельности задачи по поддержанию боевой готовности доводятся до исполнителей в приказах, директивах и в других документах, в резолюциях на текущих документах, излагаются устно на специальных занятиях, на подведениях итогов, доводятся индивидуально (по средствам связи или при личном общении).

К примеру, задачи по организации боевой подготовки на определенный период времени (год, период обучения, месяц, неделю), как правило, ставятся:

Командиры взводов и отделений задачи ставят в устной форме: первые - на неделю и день каждому отделению, вторые - на день каждому военнослужащему или группе военнослужащих.

Конкретные задачи подразделениям на период обучения, порядок их выполнения, как правило, доводятся и разъясняются командирами на специальных занятиях, с которых и начинается учебный год или период обучения.

Задачи должны быть четко сформулированы и конкретизированы как качественными, так и количественными показателями: к примеру, в боевой подготовке - количественными показателями достижения временных нормативов; в эксплуатации вооружения и военной техники - коэффициентом технической готовности образцов вооружения, автомобилей и т.п.

Доведение задач в приказах может осуществляться в случаях подготовки и проведения отдельных конкретных мероприятий поддержания боевой готовности или обеспечения жизнедеятельности воинских частей и подразделений: подготовки проведения регламентированного технического обслуживания, совершения марша, приема нового пополнения, заготовки овощей на зиму, проведения опасных работ и т.п.

Особое внимание командиры и начальники должны уделять разъяснению задач на специальных занятиях или при подведении итогов. Содержание занятия и рассматриваемые вопросы должны в этом случае соответствовать категории присутствующих на занятиях военнослужащих и специалистов.

Командир подразделения перед постановкой задач, как правило, вначале доводит общую (в части) и частную (в подразделении) обстановку, а затем ставит сами задачи и дает указания на проведение конкретных мероприятий. Одновременно характеризуются условия выполнения задач (прогнозы метеорологических, эпидемиологических и других условий), напоминаются (доводятся) требования основных приказов и директив старших начальников соответствующего направления.

При этом он выделяет главное в работе каждого конкретного периода времени (недели, месяца и т.д.) и главное в работе каждого из подчинённых.

Текущие задачи командир подразделения обычно доводит до подчиненных или исполнителей на еженедельных или специальных совещаниях, или на служебных встречах.