ГЛАВА 8

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЙСКОВОГО ХОЗЯЙСТВА

В удовлетворении разнообразных материальных и духовных потребностей вооруженных сил участвуют государственные органы, различные предприятия, учреждения и организации. Однако ввиду особого предназначения ВС, специфики содержания и условий выполнения решаемых ими задач, удовлетворение потребностей войск не может осуществляться непосредственно указанными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. В целях поддержания высокой боевой готовности войск определенные запасы материальных средств необходимо содержать в вооруженных силах – в объединениях, соединениях и непосредственно в воинских частях и бесперебойно пополнять их расход. Многие виды вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), боеприпасов и другой военной продукции, прежде чем доставить по назначению, необходимо предварительно скомплектовать и проверить на соответствие установленным требованиям. Кроме того, для обеспечения нормальной жизнедеятельности войск в воинских частях необходимо постоянно:

Решение указанных задач как раз и осуществляется с помощью войскового хозяйства и хозяйственной деятельности соединений и воинских частей.

Основным руководящим документом по организации и ведению войскового хозяйства является «Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденное приказом Министра обороны РФ 2012 г. № 2222.

Войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности соединений (воинских частей), земельные участки, а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (приложение 31).

Материально-техническая база включает в себя объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск.

К объектам хозяйственного назначения относятся:

К объектам технического назначения относятся:

К объектам медицинского назначения относятся:

Вопросы, связанные с объектами учебно-материальной базы ВС РФ, будут рассмотрены более подробно при изучении темы № 3 дисциплины «Управление подразделениями в мирное время».

К объектам учебно-материальной базы воспитательной работы относятся клубы, библиотеки, радиоузлы, комнаты (каюты) досуга, комнаты боевой славы (истории), музеи, центры (пункты) психологической помощи и реабилитации, телевизионные центры, кино-видеообъединения, кино- и видеопрокатные пункты и другие аналогичные объекты.

К объектам учебно-материальной базы службы войск относятся учебные классы, караульные городки.

К материальным ценностям относятся все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горючее и смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и другие материальные ценности соединения (воинской части).

Хозяйственная деятельность соединений (воинских частей) направлена на поддержание их боевой и мобилизационной готовности.

Хозяйственная деятельность воинской части заключается в использовании материально-технической базы, материальных ценностей в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности, а также во взаимодействии со сторонними специализированными организациями при передаче им обеспечивающих функций (на аутсорсинг) и включает в себя (приложение 32 - содержание хозяйственной деятельности):

Руководит хозяйственной деятельностью соединения (воинской части) командир соединения (воинской части).

Руководство хозяйственной деятельностью соединения (воинской части) включает (приложение 33):

Планирование хозяйственной деятельности является основой организации хозяйственной деятельности со стороны командира соединения (воинской части), штаба соединения (воинской части) и заместителей (помощников) командира соединения (воинской части).

Начальники родов войск и служб соединения (воинской части) планирование хозяйственной деятельности осуществляют по соответствующему роду войск (службе).

Координирует деятельность заместителей (помощников) командира, начальников родов войск и служб соединения (воинской части) и обеспечивает их необходимыми исходными данными для планирования хозяйственной деятельности, а также организует взаимодействие между ними начальник штаба соединения (воинской части).

Для организации хозяйственной деятельности в соединении (воинской части) разрабатываются:

а) ежегодно:

б) ежемесячно:

в) еженедельно:

Формы указанных планов представлены в соответствующих приложениях к приказу МО РФ 2012 г. № 2222.

Кроме того, в соединении (воинской части) могут разрабатываться разрабатываются планы по обеспечению отдельных мероприятий (оборудования (дооборудования) УМБ, подготовки к выходу на полигон (учения), перевода ВВСТ на сезонный режим эксплуатации, по сезонной смене вещевого имущества и т.п.).

Ведение хозяйственной деятельности включает:

а) обеспечение соединений (воинских частей) материальными ценностями;

б) определение потребности в материальных ценностях, их истребование, прием и хранение;

в) сдача материальных ценностей на склады комплексного хранения центров материально- технического обеспечения (МТО) и передачи их другим соединениям (воинским частям);

г) подвоз материальных ценностей автомобильным транспортом;

д) мероприятия экономии, рационального расходования материальных ценностей;

е) меры по предупреждению ущерба;

ё) подготовку материально- технической базы (МТБ) к работе в зимних условиях;

ж) содержание и техническое обслуживание (ВВСТ).

Контроль хозяйственной деятельности за своевременным всесторонним и полным обеспечением соединения (воинской части), а также законностью расходования, сохранностью материальных ценностей должен осуществляться систематически и охватывать все виды хозяйственной деятельности соединения (воинской части).

Основные задачи контроля хозяйственной деятельности:

Контроль хозяйственной деятельности соединения (воинской части) подразделяется на предварительный, текущий и последующий внутренний контроль.

Предварительный контроль осуществляется в период, предшествующий подписанию первичных документов и проведению планируемых хозяйственных мероприятий, в целях предупреждения незаконного и нецелесообразного расходования материальных ценностей и предотвращения утрат.

Текущий контроль осуществляется для проверки сохранности, качественного состояния, соблюдения установленного порядка, норм обеспечения и законности на стадии применения, эксплуатации, истребования, получения, учета, хранения и выдачи материальных ценностей.

Предварительный и текущий контроль осуществляются каждым должностным лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность в пределах предоставленных ему прав.

Последующий внутренний контроль осуществляется в целях проверки законности, целесообразности и правильности уже совершенных операций.

По решению командира соединения (воинской части), а также старших командиров (начальников) проводится внеплановый внутренний контроль хозяйственной деятельности (при смене командира соединения (воинской части), наличия информации о злоупотреблениях и недостатках, поступления жалоб, смене материально ответственных лиц, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при приеме (сдаче) дел и должности должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

По результатам проверки хозяйственной деятельности составляется акт проверки в двух экземплярах: первый экземпляр - для проверяющего органа, второй экземпляр - для проверяемого органа.

Финансовое обеспечение в Вооруженных силах РФ

Финансовое обеспечение и ведение бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в воинских частях осуществляется в соответствии с руководством «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в ВС РФ» (Приказ МО РФ 2008 г. № 250дсп).

Основные задачи финансового обеспечения, организации и ведения бюджетного учета воинских частей являются:

Руководство финансово-экономической деятельностью и организацией бюджетного учета воинских частей осуществляют их командиры.

Воинские части по своим расходам финансируются из федерального бюджета, но в установленных законом РФ случаях имеют право осуществлять несистематическую внебюджетную деятельность на договорной основе, в рамках основной деятельности, без ущерба этой основной деятельности и боевой готовности.

Финансовое обеспечение воинских частей производится по кратчайшей схеме, содержащей не более трех уровней (приложение 34):

Воинские части состоят на обеспечении только одного финансового органа МО ПФ.

Финансовые органы получателей средств готовят необходимые документы для всевозможных необходимых законных выплат и финансовых операций (денежное довольствие военнослужащих, заработная плата гражданскому персоналу, оплата услуг по различным хозяйственным договорам и т.п.), которые после утверждения (подписания) командиром части представляются в довольствующий финансовый орган. Финансовый орган распорядителя производит проверку законности и правильности всех указанных в документах финансовых расчетов, после чего осуществляет перевод денежных средств.